К 70-летию окончания Великой Отечественной войны

29 Апреля, 2015
МУЗЫКА ВОЙНЫ И ПОБЕДЫ

      9 мая мир отмечает 70-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Вторая мировая война стала самой масштабной и кровавой за всю историю человечества, но ни одна страна не понесла таких потерь, как Советский Союз. Поэтому для россиян она была и останется Великой Отечественной войной - той неотвратимой бедой, что пришла в каждый город и каждый дом. События военных лет нашли отражение в огромном количестве книг, стихов и фильмов. В музыке они воплощены в «военных» симфониях Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, а также в песнях и маршах, которые помогали людям выстоять, выжить и победить.

      Голосом войны и победы для миллионов советских людей стал легендарный диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан. Он возвестил о начале войны и впоследствии за 1418 дней боевых действий прочитал свыше двух тысяч сводок и около двух сотен экстренных сообщений. «Все долгие дни и ночи войны меня не покидала одна, но страстная мечта: сообщить по радио о нашей полной и окончательной Победе, - вспоминал впоследствии Левитан. - И эта мечта, наконец-то, осуществилась. 9 мая 1945 года мне выпало счастье прочесть акт о безоговорочной капитуляции Германии».


     В начале войны музыки, соответствовавшей тому, что происходило в жизни, практически не было. Поэтому новое звучание обрели песни и марши, созданные ранее. Например, песня «Три танкиста», прозвучавшая в конце 30-х годов в фильме «Трактористы» и повествующая о службе на границе. Или знаменитая «Катюша»: ее премьера состоялась в 1938 году, но известность далеко за пределами Советского Союза она обрела именно в военные годы. Повсеместное распространение вновь получил и марш времен Первой мировой войны «Прощание славянки», под звуки которого солдаты уходили на фронт.


     Музыкальным символом первых военных лет стала песня «Священная война». Стихи Лебедева-Кумача были опубликованы в центральных газетах 24 июня 1941 года, и сразу же после этого композитор Александров написал музыку. Уже через два дня «Священная война» звучала на Белорусском вокзале - ее исполняла одна из групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. После того, как были захвачены Калуга и Ржев, трагический гимн начали передавать по Всесоюзному радио каждое утро: слова о «смертном бое» перестали быть художественным образом, превратившись в реальность. Песню пели повсюду, поддерживая «благородную ярость», не давая пасть духом себе, товарищам и близким. Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»


     В первые, самые страшные, военные годы появились знаменитые лирические песни. Не патриотический официоз, а именно их тихое, теплое звучание, помогало сохранять веру и надежду, когда в ожесточенных боях гибли, защищая Родину, миллионы солдат и до смерти было без преувеличения «четыре шага». «В землянке», «Синий платочек», «Темная ночь», «Вечер на рейде», «Случайный вальс» - все эти песни были созданы в 1941 - 1942 годах. Написанные в окопах, они требовали особого исполнения. И только певцы, находившие собственную задушевную и искреннюю интонацию, могли рассчитывать на успех. Такими певцами стали Клавдия Шульженко и Марк Бернес. Не случайно, песни военных лет для обоих были основой репертуара до конца жизни. В 1976 году Шульженко, отмечая свое 70-летие в Колонном зале Дома союзов, вышла на сцену с синим шелковым платком. Зал стоя приветствовал и певицу, и песню.

Shulg_XXXL.jpg






















Клавдия Шульженко на фронтовом концерте


      С наступлением советских войск и освобождением наших территорий, настроение военных песен менялось: в них все чаще стали звучать веселые и даже игривые мотивы. Отвергнутая официальной цензурой в начале войны «Смуглянка» теперь уже не смущала своей «несерьезностью». Наоборот, в 1944 году озорная история о любви партизана и смуглянки-молдаванки стала всеобщим шлягером. Огромной популярностью пользовались песня «Дорога на Берлин», исполняя которую Леонид Утесов по мере продвижения наших войск, добавлял куплеты о взятых городах. В первые послевоенные годы появились «Песенка фронтового шофера» и «Потому что мы пилоты» - первые ласточки мирного времени.

Utesov_XXXL.jpg

























Леонид Утёсов на фронтовом концерте


     Уже после войны было создано немало стихов и музыки, ей посвященных. К годовщинам поэтам и композиторам заказывались официальные оды. Так, главным символом дня 9 мая и сегодня остается парадный марш «День победы», написанный к 30-летию окончания войны. Но были и совсем другие песни, в которых военное эхо звучало куда более пронзительно. «Эх, дороги», «Враги сожгли родную хату», «Журавли» (эта песня была записана в 1969 году и стала для исполнявшего ее Марка Бернеса прощанием с жизнью) - все они были тихим реквиемом по погибшим.


     Война стала одной из центральных тем в творчестве российского барда Булата Окуджавы, чей день рождения приходился на 9 мая (прошедший всю войну, он с радостью говорил об этом совпадении). В его песнях и стихах тема войны и сегодня звучит по-особенному - непарадно, неброско и непафосно, и, тем не менее, точно попадая в цель, заставляя увидеть в событиях тех лет человеческие судьбы, а не только кадры хроники. Одна из лучших его песен - «Нам нужна одна победа» - звучит в фильме «Белорусский вокзал», напоминая новым поколениям о том, какой ценой досталась Победа и чем она была для миллионов людей.







Автор текста: Елена Чишковская
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015






Наверх страницы