130 лет со дня рождения композитора Всеволода Задерацкого

130 лет со дня рождения композитора Всеволода Задерацкого
17 Декабря, 2021

Zaderatsky_Student.jpg21 декабря 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953) – композитора, пианиста, музыкального педагога, литератора. Его имя стало известным лишь спустя два десятилетия после его смерти. Сегодня его относят к числу выдающихся представителей отечественной музыкальной культуры ХХ века.

Жизнь композитора под гнетом репрессий в сталинский период связана с его участием в белом движении в период Гражданской войны 1917–1920 и причастностью к музыкальному воспитанию наследника царского престола.


Сохранившаяся часть творческого наследия В.П. Задерацкого включает обширное собрание сочинений для фортепиано (сонаты, сюитные циклы, полнотональные циклы прелюдий, прелюдий и фуг), около 100 камерно-вокальных композиций, концерты для фортепиано, домры и скрипки, оперы, хоры и произведения для симфонического оркестра.
Завершивший обучение в Московской консерватории в 1916 году в классе композиции С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова, он естественным образом стал продолжателем столь значимой в русской музыке академической традиции, берущей начало в творчестве Чайковского. Все его сочинения, созданные до 1928 года, погибли, но сохранившаяся часть наследия говорит об абсолютном его принадлежании новому времени. В 1920-е годы он входил в Ассоциацию современной музыки (АСМ), и его сочинения, созданные в конце этого десятилетия, – ярчайшие страницы русского музыкального авангарда. Став членом Союза композиторов со дня его основания, Задерацкий так и не обрел права на исполнение и издание своих сочинений. Этого (видимо, в приказном порядке) он был лишен до самой смерти.


фото с лагерной спарвки.jpgВозрождение к жизни его наследия началось на Украине в 2003 году, когда во Львове, где прошли последние годы его жизни, был объявлен фортепианный фестиваль в его честь. Но мировое посмертное признание его творчества пришло после выпуска в «Русском музыкальном издательстве» (совместно с немецким Schott) академического тома 24 прелюдий и фуг для фортепиано и последующей записи этого монументального произведения фирмой «Мелодия». Шесть выдающихся московских пианистов блестяще исполнили почти трехчасовую циклическую композицию, созданную композитором в 1937–1939 годы в лагере в долине реки Колыма Магаданской области. Это был первый опыт возрождения барочной идеи в ХХ столетии. Записанная на клочках разной бумаги, на телеграфных бланках, эта музыка более 70 лет ждала своего часа. Сегодня это сочинение (совокупно с другими фортепианными опусами композитора) звучит во Франции, Великобритании, Голландии, Швейцарии, в Австралии и США. В Китае и на Украине возникают диссертации на тему наследия композитора.

Только что на «Мелодии» вышел проект Союза композиторов России «Звуковой обзор–2», в который вошел фортепианный цикл «Легенды», созданный Задерацким в 1944.






Наверх страницы