История

Фирма «Мелодия» была образована постановлением Совета Министров СССР в 1964 году вместо существовавшей ранее Всесоюзной студии грамзаписи, объединив звукозаписывающие студии Москвы, Ленинграда, Таллина, Риги, Вильнюса, Тбилиси, Алма-Аты и Ташкента. Будучи монополистом по производству грампластинок в стране и обладая крупнейшим в мире музыкальным творческим потенциалом, фирма «Мелодия» в течение 25 лет вела огромную работу по записи и выпуску пластинок классической, народной и эстрадной музыки, а также литературных и историко-политических записей. Десятки миллионов грампластинок, продававшихся в самых далеких уголках Советского Союза и во многих странах мира, и более 300 000 пленок, находящихся сегодня на балансе фирмы «Мелодия», - яркое тому подтверждение. Очень трудно назвать всех музыкантов-исполнителей, записывавшихся на фирме «Мелодия», а полный каталог даже самых популярных пластинок занял бы десятки страниц. 
 
Пожалуй, самый грандиозный проект, осуществленный «Мелодией» в советские годы, связан с коллективом Государственного академического симфонического оркестра СССР и его руководителем Евгением Светлановым. «Антология русской симфонической музыки» – на сегодня трудно было бы назвать более монументальную серию, когда-либо осуществленную в мировой практике звукозаписи. На ее создание ушло более 25 лет. Сотни часов русской музыки полутора столетий – в них вошли не только всемирно признанные шедевры Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина и Игоря Стравинского, но также запись всех оркестровых произведений Александра Даргомыжского, Милия Балакирева, Александра Глазунова, Сергея Танеева, Анатолия Лядова; сочинения менее известных, но воссоздающих полную картину русского музыкального искусства композиторов Николая Метнера, Антона Аренского, Василия Калиникова, Сергея Ляпунова… Под управлением Евгения Светланова Госоркестр СССР также осуществил запись всех 27(!) симфоний Николая Мясковского. 
 
В равной степени концертной и студийной работе уделял внимание другой выдающийся дирижер – Геннадий Рождественский. Сперва с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а позже с созданным им оркестром Министерства культуры СССР, который стал собственным коллективом фирмы «Мелодия», Геннадий Рождественский представлял на суд слушателей уникальные концертные программы, сочетающие широко известные сочинения с редко исполняемыми, а то и вовсе не известными советскому слушателю шедеврами. Большинство исполненных под его управлением сочинений было записано на пластинки, а на конвертах размещались тексты авторских комментариев дирижера. Впервые в нашей стране Геннадий Рождественский записал все симфонии Антона Брукнера, Яна Сибелиуса, Артюра Онеггера, симфонии и балеты Сергея Прокофьева; под его управлением на «Мелодии» были также выпущены симфонические комплекты Петра Чайковского, Александра Глазунова и Дмитрия Шостаковича. 
 
Более 50 лет руководил другим прославленным оркестром – Заслуженным коллективом Республики Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии – Евгений Мравинский – друг и первый интерпретатор многих произведений Дмитрия Шостаковича. Его многочисленные записи в студии и с концертов в Ленинграде, Москве и за рубежом (например, серия пластинок «Евгений Мравинский в Вене») с исполнением произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Карла Мария фон Вебера, Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Антона Брукнера, Рихарда Штрауса, Петра Чайковского, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, выпущенные фирмой «Мелодия», были и остаются подлинными сокровищами для истинных ценителей классической музыки. 
 
Преемником Геннадия Рождественского в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио стал Владимир Федосеев. С течением времени оркестр под его управлением поднялся на новый уровень исполнительского мастерства, завоевав многочисленную российскую и зарубежную аудиторию. С первых лет своей работы с коллективом Владимир Федосеев отдавал много времени студийной работе, записывая произведения русской оперной и симфонической оперной классики, в том числе редко звучащие у других дирижеров (например, авторская редакция оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»). Многие записи Владимира Федосеева были удостоены престижных зарубежных наград. 
 
Многолетним и плодотворным было сотрудничество Всесоюзной студии грамзаписи и, позже, фирмы «Мелодия» с Большим театром СССР. Оперные и балетные шедевры русской музыки, а также наиболее популярные у советского слушателя оперы зарубежных композиторов неоднократно записывались артистами, хором и оркестром театра под управлением Николая Голованова, Кирилла Кондрашина, Бориса Хайкина, Александра Мелик-Пашаева, Евгения Светланова, Юрия Симонова, Марка Эрмлера и других ведущих дирижеров. 
 
Редкая из звукозаписывающих фирм мира могла бы похвалиться таким созвездием солистов, пластинки с записями которых выпускались фирмой «Мелодия». Среди них были крупнейшие музыканты ХХ века. Из пианистов достаточно назвать имена Святослава Рихтера, признанного одним из ведущих интерпретаторов музыки Иоганна Себастьяна Баха и обладавшего колоссальным репертуаром фортепианной музыки трех столетий; Эмиля Гилельса, записавшего почти полный цикл сонат Людвига ван Бетховена, ярчайшего исполнителя романтической музыки; тонкого «скрябиниста» Владимира Софроницкого, предпочитавшего студийные записи и камерную аудиторию большим концертным залам; глубокого интерпретатора полифонической музыки Иоганна Себастьяна Баха и Дмитрия Шостаковича Татьяну Николаеву. Магнитные пленки «Мелодии» сохранили для потомков многие страницы исполнительской деятельности скрипачей Давида Ойстраха и Леонида Когана, с триумфом представлявших советскую скрипичную школу в самых престижных концертных залах мира; записи виолончелистов Мстислава Ростроповича, Даниила Шафрана, Натальи Гутман… 
 
Трудно переоценить музыкально-просветительскую роль, которую многие годы играла фирма «Мелодия» для многочисленной советской аудитории. Несмотря на «радиофикацию всей страны» и налаженную, развитую систему концертной жизни, когда внутренние гастроли выдающихся солистов и коллективов достигали самых отдаленных городов и поселений Советского Союза, именно грампластинка оставалась главным и наиболее доступным носителем музыкального искусства буквально в каждый дом. В конце 1950-х годов в Москве появился новый коллектив – Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Баршая, открывший новый для советского музыкального искусства стиль исполнения камерной музыки. Десятки записей сочинений Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Антонио Вивальди, Йозефа Гайдна, Луиджи Боккерини, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, а также Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Михаила Вайнберга, Георгия Свиридова в исполнении этого коллектива расходились многотысячными тиражами и до сих пор бережно хранятся многими любителями музыки. Создававшиеся вслед за ним камерные коллективы – Камерный оркестр Росконцерта (дирижер Лев Маркиз), Ленинградский камерный оркестр старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова, Литовский камерный оркестр (дирижер Саулюс Сондецкис), камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (дирижер Владимир Спиваков) – также активно сотрудничали с фирмой «Мелодия», завоевывая популярность у миллионов слушателей, не в последнюю очередь благодаря грамзаписи. 
 
Когда по инициативе Святослава Рихтера в Государственном музее изобразительных искусств был организован ежегодный музыкальный фестиваль камерной музыки «Декабрьские вечера», неординарность программ и участие известнейших советских и зарубежных музыкантов привлекло к нему широкую слушательскую аудиторию. Небольшой зал не мог вместить большинства желающих, и настоящим подарком для них стал выпуск пластинок с записями наиболее интересных концертов фестиваля. 
 
Следует упомянуть и о многочисленных записях русской хоровой музыки, которые становились открытием для отечественных и зарубежных слушателей. С пластинок «Мелодии» в исполнении Государственного академического русского хора (художественный руководитель Александр Свешников), Ленинградской академической капеллы им. М.И. Глинки под управлением Владислава Чернушенко, Республиканской хоровой капеллы им. А.А. Юрлова, камерного хора Министерства культуры СССР (более известного как «Хор Полянского») и Московского камерного хора под руководством Владимира Минина впервые прозвучали шедевры литургической музыки Рахманинова и Чайковского, хоровые концерты Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского, канты петровского времени и образцы древнерусского богослужебного пения. Большой резонанс имела серия пластинок «К 1000-летию крещения Руси» - антология русской духовной музыки, впервые после долгих десятилетий вернувшейся в музыкальную жизнь нашей страны. 
 
Не менее популярная серия «1000 лет музыки», записанная ансамблем «Мадригал», привлекла внимание как любителей, так и музыкантов-профессионалов образцами музыки средних веков, ренессанса и барокко разных стран, до того времени малознакомой отечественному слушателю. Пластинки «Мелодии» возвращали к жизни полузабытые произведения русской и советской музыки, отсутствовавшие на театральных и концертных афишах – оперы «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского, «Добрыня Никитич» Александра Гречанинова, «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева; сочинения русских композиторов XVIII века - Евстигнея Фомина, Василия Пашкевича, Дмитрия Бортнянского.   

Записи фирмы «Мелодия» открывали российским и зарубежным слушателям новые имена музыкантов, продолжающих славные традиции советской исполнительской школы – пианистов Михаила Плетнева и Евгения Кисина, скрипачей Вадима Репина, Максима Венгерова и Сергея Стадлера, виолончелистов Александра Рудина и Ивана Монигетти; знакомили широкий круг слушателей с лауреатами Международного конкурса им. П.И. Чайковского. С середины 1980-х годов, когда пали мощные идеологические заслоны, начали появляться и пластинки с музыкой современных композиторов-авангардистов: Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдуллиной, Вячеслава Артемова, Николая Каретникова, Владимира Мартынова и других. 
 
Наряду с этим, специалисты фирмы «Мелодия» вели обширную работу по реставрации и выпуску записей великих исполнителей первой половины ХХ века. Ее результатом стала серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства», представившая восстановленные записи легендарных дирижеров, пианистов, органистов, скрипачей, виолончелистов и певцов прошлого. Отдельно были выпущены полные комплекты записей Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. Необычайный интерес вызвали многократно переиздававшиеся трофейные записи Берлинского и Венского филармонических оркестров под управлением Вильгельма Фуртвенглера. 
 
Серия «На концертах выдающихся мастеров» знакомила слушателей с записями концертных выступлений в залах Москвы и Ленинграда прославленных зарубежных музыкантов: дирижеров Герберт фон Караяна, Игоря Маркевича, Джордже Энеску, Зубина Меты, пианистов Вана Клайберна, Гленна Гульда, Артура Рубинштейна, скрипачей Иегуди Менухина, Генрика Шеринга, Артюра Грюмьо, виолончелиста Пьера Фурнье, тенора Николая Гедды… 
 
Довольно интенсивным было сотрудничество фирмы «Мелодия» с крупнейшими зарубежными лейблами звукозаписи. Записи советских музыкантов выходили в странах Европы, Японии и США, в то время как пластинки по лицензии фирм «EMI», «Decca», «Deutsche Grammofon», «Polydor International» издавались в СССР, радуя слушателей нашей страны редко звучащими произведениями и выдающимися исполнителями (прежде всего, оперными комплектами). 
 
Подлинно масштабным проектом фирмы «Мелодия» стало «Полное собрание сочинений П.И. Чайковского в грамзаписи». Для того, чтобы дать возможность самой широкой аудитории услышать всю музыку гениального русского композитора, были привлечены ведущие солисты, камерные, симфонические и хоровые коллективы нашей страны. 
 
В начале 1990-х годов для фирмы «Мелодия» наступили новые времена. Была освоена технология массового выпуска компакт-дисков и постепенно прекращен выпуск грампластинок. Среди первых дисков были представлены как шедевры русской музыкальной классики (симфонические произведения Петра Чайковского, Сергея Танеева и Александра Глазунова в исполнении Госоркестра СССР под управлением Евгения Светланова; хоровая музыка Дмитрия Бортнянского, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова; сочинения Чайковского для фортепиано в исполнении Михаила Плетнева; 24 прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича в исполнении Татьяны Николаевой), так и современные авторы (хоровая музыка Родиона Щедрина; симфонические произведения Гия Канчели, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова и Вячеслава Артемова). 
 
В течение последних 20 лет основным направлением деятельности фирмы «Мелодия» было переиздание на компакт-диски старых записей, выпускавшихся в виде грампластинок – в частности, бoльшей части «Антологии русской симфонической музыки», симфоний и балетов Сергея Прокофьева под управлением Геннадия Рождественского, записей Евгения Мравинского, Святослава Рихтера, Давида Ойстраха. Однако даже в эти трудные для нашей страны годы «Мелодия» знакомила слушателей с новым поколением российских музыкантов и недавно образованными коллективами. Среди них можно отметить диски камерного оркестра «Musica viva», ансамбля «Moscow Baroque», Камерного хора Московской консерватории, запись Седьмой симфонии Антона Брукнера в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России (дирижер Марк Горенштейн). 
 
Заново открытыми можно считать выпущенные в последние годы «Мелодией» малоизвестные или вовсе положенные «на полку» в советские годы записи. Отъезд за рубеж одного из крупнейших отечественных дирижеров Кирилла Кондрашина в 1978 году привел к запрету на переиздание его пластинок. Впервые в нашей стране он осуществил записи всех симфоний Густава Малера и Дмитрия Шостаковича с оркестром Московской филармонии, которые в полном виде так и не вышли в Советском Союзе. Их выпуск на CD, безусловно, стал крупным событием в российской музыкальной индустрии, равно как и издание его выдающейся трактовки Шестой симфонии Николая Мясковского. В этой связи стоит отметить и диски скрипачей Михаила Ваймана и Бориса Гольдштейна, возвращающих нам искусство этих замечательных музыкантов, – в свое время они оставались в тени своих более знаменитых коллег отнюдь не по творческим причинам; а также диск с записями разных лет одного из создателей советской фортепианной школы Якова Флиера. 
 
Сегодня ФГУП «Фирма Мелодия» – современное предприятие, уверенно чувствующее себя на российском и мировом рынке звукозаписи, активно сотрудничающее с зарубежными партнерами. В ближайших планах «Мелодии» – продолжение переиздания наиболее ценных записей своего архива, а также совместные проекты с ведущими российскими музыкантами XXI века.