Гу́став Ге́нрих Эрнст Мартин Вильге́льм Фу́ртве́нглер (нем. Gustav Heinrich Ernst Martin Wilhelm Furtwängler; 25 января 1886, Шёнеберг — 30 ноября 1954, Баден-Баден, Баден-Вюртемберг) — немецкий дирижёр и композитор. Один из крупнейших дирижёров первой половины XX века.
Вильгельм Фуртвенглер родился в Берлине в известной семье. Его отец Адольф был археологом, мать — художницей, а брат Филипп — математиком. Большую часть детства Фуртвенглер провел в Мюнхене, где его отец преподавал в Университете Людвига-Максимилиана. В раннем возрасте начал обучаться музыке (среди его наставников был, в частности, Макс фон Шиллингс), тогда же проявилась его приверженность Бетховену, с творчеством которого имя Фуртвенглера связывалось на протяжении всей его жизни.
В двадцатилетнем возрасте Вильгельм Фуртвенглер дебютировал как дирижёр: в программе концерта, в котором он дирижировал Кайм-оркестром (ныне Мюнхенский филармонический оркестр), была Девятая симфония Антона Брукнера, а также сочинение самого Фуртвенглера — Largo h-moll (в переработанном виде включённое позже в его Симфонию № 1). Путь Фуртвенглера как музыканта-исполнителя начался с должности хормейстера в Цюрихе. К этому моменту им уже было написано несколько музыкальных произведений, однако они получили прохладный приём, и это обстоятельство, а также сознание финансовой нестабильности карьеры композитора побудило его сконцентрироваться на дирижировании. С 1909 года он работал в Страсбурге, Любеке, Мангейме, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и Вене. В 1920 году получил пост дирижёра в Берлинской капелле, сменив на этом посту Рихарда Штрауса, в 1922 — в Гевандхаузе в Лейпциге (где он сменил Артура Никиша) и одновременно в знаменитом Берлинском филармоническом оркестре. В дальнейшем стал музыкальным руководителем Венского филармонического оркестра, Зальцбургского фестиваля и Байройтского фестиваля, считавшегося самым высоким постом, который в то время мог занимать дирижёр в Германии.
В 1944 году, ближе к концу Второй мировой войны Фуртвенглер уехал в Швейцарию. Там он завершил работу над самым известным и широко исполняемым своим сочинением — Симфонией № 2 ми минор (в числе её исполнителей — такие дирижёры, как Ойген Йохум, Даниэль Баренбойм и Такаси Асахина). В 1945 году вернулся в Берлин, где выступил с концертом, в котором солировал Иегуди Менухин. Возможно, такая публичная поддержка со стороны американского скрипача помогла Фуртвенглеру избежать какой-либо ответственности в связи с процессом денацификации.
После войны он активно занимался дирижированием, осуществил множество записей. Умер в 1954 году в Эберштайнбурге близ Баден-Бадена, похоронен в Гейдельберге на Нагорном кладбище.
Наибольшую известность Фуртвенглеру принесли интерпретации произведений Бетховена, Брамса, Брукнера и Вагнера. В то же время он пропагандировал современную музыку; в числе современных сочинений в его репертуаре — Концерт для оркестра Белы Бартока.