Таких музыкантов, которых знают и уважают буквально все — и досужая публика, и профессионалы, несмотря на меняющуюся моду, — никогда не бывает много. Гаранян не ломал стереотипы, он доводил стиль, в котором играл, сочинял, жил, — до идеала, до завершенной формы. И при этом он сформировал свое особое понимание популярного жанра. Гаранян стал первым джазистом — заслуженным артистом России, а затем и народным артистом, ему вручена Государственная премия, орден «За заслуги перед Отечеством». Но то, что сделал музыкант, не описывается перечнем его регалий. Он прошел путь от взрывного импровизатора 1950-х годов, участника культовых фестивалей 1960-х до культуртрегера, лидера уникального ансамбля «Мелодия» в 1970-е и авторитетнейшего музыкального деятеля, автора книги с естественным для его работы названием «Основы эстрадной и джазовой аранжировки».
Мелодия Гараняна
Было очевидно желание маэстро играть разную музыку, его творчество — успешная попытка объять необъятное. Ансамбль «Мелодия», который создали Гаранян и трубач Владимир Чижик после расформирования великолепного Концертного джаз-оркестра Советского радио и Центрального телевидения Вадима Людвиковского, отлично иллюстрирует именно этот аспект. Было сделано огромное количество записей, ансамбль долгие годы оставался на вершине отечественной эстрады, причем не только джазовой. В составе «Мелодии» играли отличные музыканты, многие из них стали руководителями персональных джазовых проектов.
Сольных дисков и программ у Гараняна не так много, а вот дискография «Мелодии» велика. В ней есть диски музыки Оскара Строка и Дюка Эллингтона, есть безупречно современный джаз — ныне переизданные альбомы «Лабиринт» (1974/2013) и «Мурад Кажлаев. “Крутые Повороты”» (1973/2023) с найденными в архивах неизвестными треками; ностальгическая пластинка «В старых ритмах» (1973); народная и популярная музыка, аранжированная близко к модному в то время диско, — «Популярные русские народные и советские песни» (1979). Есть множество работ, помогавших продвижению творчества советских композиторов («Хорошее настроение», 1977). Среди них и участие в альбоме «По волне моей памяти» Давида Тухманова. Еще одна удача — культовый альбом Владимира Высоцкого «Баллады и песни» (1979), который задолго до своего выхода, пусть и «вразброс», на миньонах, взахлеб слушала вся страна.
Чудо Гараняна
У Гараняна между современным джазом и популярной инструментальной музыкой фактически нет границы — это один мир, одна эстетика. Гаранян приносил чудо джаза в каждый дом, играя на саксофоне в сериале «Ну, погоди!», или сочиняя музыку к культовой картине Михаила Козакова «Покровские ворота». Кстати, «Вальс» из этой картины должен войти в готовящийся альбом «Известный неизвестный Гаранян». Там же прозвучат неизданные и малоизвестные пьесы Гараняна.
Трудно подсчитать проекты, в которых Георгий Арамович участвовал как аранжировщик или музыкант. Имя маэстро ассоциируется в первую очередь с «Мелодией», но помнятся и другие составы, с которыми связывала его судьба. Это легендарная «Золотая восьмерка», оркестр Олега Лундстрема и даже оркестр Цирка на Цветном бульваре. Эти составы совмещали эстетические полюса, эмоциональные крайности. Георгий Арамович притягивал к себе музыкантов-звезд, а возможно, что те, кто играл с ним, становились звездами. Увидеть джазменов в 1960-х можно было в столичных кафе: гастролей и телеэфиров не существовало. Выходом для широкой публики были пластинки, поэтому с особым удовольствием сейчас можно вспомнить альбомы с записями Московского джазового фестиваля (1965, 1967), опубликованного недавно диска «Джаз-квартет: Гаранян, Громин, Гареткин, Сатановский», или «Супертрио» Георгий Гаранян/Даниил Крамер/Алексей Кузнецов с программой «Соло для трио» (1997).
Легенда о Гараняне
«Мелодия» — ансамбль изысканных джазменов с огромным опытом исполнения эстрадной музыки и аккомпанемента. Его возможности были безграничны. А последний оркестр Гараняна строился по иным лекалам: в биг-бенде Георгия Гараняна, созданном в Краснодаре в 1997 году, изначально не было джазменов, однако с Георгием Арамовичем музыканты начали играть феерично аранжированный джаз. Хороша и история о том, как, услышав музыку Гараняна, экс-премьер Италии, джаз-фан Сильвио Берлускони впечатлился и пригласил россиян на гастроли к себе на родину. А в 1990-х, когда многие уехали выступать на Запад, Гаранян сказал решительное «не хочу!», напомнив профессора Преображенского из «Собачьего сердца».
В последние годы жизни Георгий Арамович создал несколько замечательных работ. Это, например, «Джаз в смокингах» — запись, в которой джазовые и классические композиции в аранжировках Гараняна и с его соло исполняют оркестр «Виртуозы Москвы» и Денис Мацуев. Диск From Garanian to Garanian, задуманный маэстро в начале 2000-х, был доработан и выпущен в форматах двойного LP и CD в 2014 году издательством ArtBeat Music. На виниле он вышел тиражом сто (!) экземпляров — это один из самых труднодоступных альбомов современной музыки в России. Для такой гармоничной уравновешенной и позитивной работы — восьми джазовых стандартов, от вездесущего «Каравана» до гараняновского «Водоворота», — Георгий Арамович написал аранжировки. Музыковед, заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг отметил оптимизм и свет, исходящий от этой музыки. Можно только присоединиться к подобной оценке.
Знак качества Гараняна
Образ Гараняна-джазмена необычен, он не такой, как все. Что такое большой музыкант? Наверное, это тот, кто создает своим творчеством нечто большее, чем набор комфортных звуков, большее, чем удовольствие и хорошее настроение, не отменяя и не заменяя их. Гараняну это удавалось. То, что он делал, будто получало гарантию — «знак качества». В этом не было ничего сверхъестественного, особенного, просто проработка деталей блестящими музыкантами и творческое общение с разными кругами публики. Место Гараняна в российском джазовом искусстве в чем-то сродни роли Дюка Эллингтона в мировой музыке, хотя, конечно, разница обстоятельств, в которых творили эти музыканты, очевидна. Оно — в одухотворенности, разнообразии идей и понимании цели, способности эти идеи реализовать, организованности и профессионализме, спокойствии и стильности. Это, очевидно, было выбором музыканта. И время тоже выбрало его.
Александр Волков, «Музыкальная жизнь», 15.08.2024