ИнтерМедиа: «Фирма Мелодия» издает легендарное собрание Леонида Когана

13 Ноября, 2024

«Фирма Мелодия» отреставрировала оригинальные мастер-ленты «Полного собрания записей» — масштабного проекта, издававшегося на пластинках в СССР в 1987—1992 гг.

Цифровое издание из 26 выпусков включает более 300 фонограмм, начиная от ранних записей конца 1940-х годов (сонаты Грига, Вебера, Шуберта и миниатюры Изаи, Вьетана, Паганини) и заканчивая последними концертными выступлениями 1981 года с участием дочери, пианистки Нины Коган. Работа над проектом велась больше года.

«Большое собрание» охватило не все работы Когана, но зафиксировало наиболее значимые. В антологию вошли студийные записи соло, в ансамблях и с оркестром. Но бóльшая часть фонограмм — это записи «живых» выступлений скрипача, которые демонстрируют его высочайшее мастерство в исполнении как классических шедевров скрипичного репертуара — Паганини, Венявского, Крейслера, Бетховена, Сен-Санса, Чайковского, так и произведений современных ему композиторов — Шостаковича и Хачатуряна, а также скрипичного концерта Вайнберга, написанного специально для Леонида Когана. Леонид Коган придирчиво отслушивал «живые записи», всегда авторизовывал их выпуск.

Когана называли драматическим талантом, исполнителем, манере которого свойственно подчеркивание резких контрастов в произведениях, работа с динамикой, обострение конфликтов, заложенных в звуковой ткани и структуре пьес. «Леонид Коган творит музыку на скрипке, а не играет на ней», — писал Исаак Стерн. За свою карьеру Леонид Коган исполнил скрипичный репертуар всех ключевых авторов, которые писали для скрипки в разные эпохи. Ему одинаково были подвластны подвижные и радостные вещи Моцарта, полные героического пафоса сочинения Бетховена, философские вершины Баха и музыка многих других композиторов. Его виртуозность служила средством для реализации творческих намерений, всегда основанных на глубоком постижении стилей: эпох, национальных школ и индивидуальных композиторских. В этом смысле он всегда был соавтором каждого исполняемого произведения.

- Это была очень интересная, захватывающая работа. Мы нашли в Бахе, опять-таки, новые грани его гениальной способности глубоко воплощать мысли и чувства человека. Мы очень много работали для того, чтобы выявить все детали, все интересующие нас новые художественные моменты в его скрипичных сонатах, — вспоминал Леонид Коган о работе над «Шестью сонатами для скрипки и облигатного чембало» Баха, записанными с клавесинистом Карлом Рихтером в 1972 году.

Антология записей позволяет узнать, как менялись с годами репертуар и манера исполнения Когана. Многие сочинения исполнены с аккомпанементом замечательных пианистов: Абрама Макарова, Андрея Мытника, Наума Вальтера, Владимира Ямпольского. В ансамбле с Григорием Гинзбургом, Татьяной Гольдфарб, Ниной Коган, Карлом Рихтером сыграны и записаны циклы сонат Баха, Шуберта, Грига, Брамса, сонаты Моцарта, Вебера, Штрауса, Прокофьева. В «собрание» также вошли записи с крупнейшими оркестрами под управлением выдающихся дирижеров: Рудольфа Баршая, Александра Гаука, Павла Когана, Кирилла Кондрашина, Василия Небольсина, Самуила Самосуда, Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Арама Хачатуряна, Карла Элиасберга.

ИнтерМедиа, 12.11.2024

Наверх страницы