РБК Стиль: Академическая музыка: кто ее сочиняет и исполняет и почему это модно

19 Марта, 2025

Журналист, автор канала «Слова с музыкой» Кристина Сарханянц рассказывает, как современная музыка перестала быть искусством для посвященных и начала конкурировать за внимание и интерес российской аудитории с популярными жанрами.

Еще недавно академическая музыка в России ассоциировалась почти исключительно с чем-то элитарным, сложным, требующим подготовки и дисциплины. Сегодня же треки молодых звезд нового «академа», или «академии», можно найти отнюдь не только в плейлистах завсегдатаев филармонии, а концерты таких музыкантов, собирающие самую пеструю публику, порой проходят на незаурядных площадках вроде подземного паркинга или превращенного в музей современного искусства комплекса бывшей гидроэлектростанции.

Лица новой «академии»

Безусловно, главным катализатором интереса российского слушателя к современной академической музыке были и остаются яркие музыканты и композиторы этого жанра, превращающие каждое свое появление на сцене в событие.

Одной из первых суперзвезд новой академической сцены можно по праву считать Теодора Курентзиса. Основавший оркестр musicAeterna в 2004 году дирижер уже к концу десятилетия превратил свое детище в культовую формацию, музыканты которой исполняли Малера и Бетховена с панковской яростью, а Шнитке — с минималистской точностью. С назначением Курентзиса в 2011-м художественным руководителем Пермского театра оперы и балета и переездом musicAeterna в город на Каме проходивший там прежде в формате биеннале Дягилевский фестиваль стал ежегодным и в продолжение 2010-х трансформировался в один из самых заметных международных культурных смотров, ездить на который в конце июня — начале июля стало правилом хорошего тона далеко не только для любителей классики. В 2019-м musicAeterna переехал в петербургский Дом радио уже как независимая культурная институция, и Курентзис сосредоточился на развитии экспериментальных проектов на этой площадке.

Среди исполнителей выделяются такие харизматичные пианисты, как Полина Осетинская и Антон Батагов, а также солисты Московского ансамбля современной музыки, OpensoundOrchestra, оркестр Prometheus, вокальные ансамбли N'Caged и Intrada, скрипач Даниил Коган и его творческое объединение «Притяжение». Список музыкантов-виртуозов и визионеров, способных превратить академический концерт в эмоциональное шоу, можно продолжать.

Свои звезды в «новой академии» за минувшие десятилетия появились и среди композиторов: Марина Полеухина, Александр Чернышков, Владимир Горлинский, Игорь Яковенко, Владимир Раннев, Дмитрий Курляндский, Олег Крохалев, Марк Булошников, Риад Маммадов, Настасья Хрущева, Елена Рыкова, — каждый из них развивает собственные идеи, увлекая в свои музыкальные миры все новых слушателей.

...

Серые кардиналы сцены

...Лейбл, привлекающий внимание аудитории к новой «академии», — фирма «Мелодия», в 2024 году отметившая 60-летний юбилей. Современная музыка появляется в каталоге «Мелодии» в последние годы как в формате номерных релизов (например, диджитал-серия «Звуковой обзор»), так и специальных авторских проектов («Океан Сансара» Антона Батагова или «Променад» Игоря Яковенко).

...

Полный текст читайте на сайте издания.

Кристина Сахранянц, «РБК Стиль», 18.03.2025

Наверх страницы