Музыкальная жизнь: История «Бобэоби»

29 Апреля, 2025

25 апреля на «Мелодии» вышел новый альбом Антона Батагова «Бобэоби», записанный Русланом Зайпольдом в студии «Своды» в 2024 году. Монтаж, сведение, мастеринг осуществлял сам композитор в 2024-2025 годах. Дизайн Григория Жукова. Публикуем авторский текст, написанный Антоном Батаговым для буклета этого альбома.

Эта музыка написана в 1994 году.

Прежде чем вы будете слушать запись, я хотел бы кое-что рассказать.

Я написал «Бобэоби» для ансамбля Дмитрия Покровского. Встреча с этим гениальным человеком — важнейшее и ни с чем не сравнимое событие в моей жизни. Мы познакомились в конце 1992 года. Он был старше меня на 22 года, но так получилось, что мы стали настоящими друзьями.

Благодаря ему я открыл для себя мир народной песни, и он указал мне именно ту дверь в этот мир, через которую я вошел туда абсолютно естественным для себя образом — а иначе бы я, весьма вероятно, просто не смог найти, где вход. Я понял, что, во-первых, эти песни современнее, чем любая современная музыка. Во-вторых, это еще более радикальный «минимализм», чем так называемый минимализм. В-третьих (и это самое главное), там все настоящее, невыдуманное. Это музыка, которая возникает не из той или иной техники композиции, не из умозрительных концепций и не из системы философских координат, а как проявление жизни в гармонии с Землей и Небом. Там нет страха смерти, потому что деревенские люди, проживая условные вехи своего земного пребывания, на самом деле живут в том измерении, где для смерти нет места. Это слышно в каждой ноте. В композиторской музыке это тоже встречается, но сила и правда народной музыки просто не может проявиться ни в каком другом «формате» творчества.

Но самое интересное, что Покровский занялся народными песнями и создал свой легендарный ансамбль совершенно неожиданно. Вообще, его интересовала авангардная музыка. А она в СССР была запрещена. И однажды он поехал в фольклорную экспедицию и услышал настоящие деревенские песни. И это было как «эврика». В те времена эти песни нигде не звучали — только в их естественной среде, то есть в деревнях. Все то, что преподносилось в исполнении государственных коллективов как «фольклор», было причесанным и кастрированным и не имело никакого отношения к подлинной традиции. Научиться у деревенских людей петь именно так, как поют они, и выйти с этим на сцену — это был вызов музыкальному официозу. Ведь никто на самом деле не слышал такой музыки, такой манеры пения и игры. Она звучала еще «новее», чем «авангард». А драйва и свободы в ней даже больше, чем в роке. Именно свобода в СССР и была запрещена в любых формах, но в данном случае попробуйте запретить: вы что, хотите запретить русские народные песни?

Это был нокаут.

Продолжить чтение...

Музыкальная жизнь, 25.04.2025

Наверх страницы