«Нельзя просто так взять и выложить Гагарина»

5 Июля, 2013

Большая часть важнейших литературных произведений уже давно есть в сети: начиная с со знаменитой библиотеки Максима Мошкова, который запустил еще в девяностые сайт lib.ru и заканчивая неизбежными торрент-трекерами и файлообменниками, где есть и Пушкин, и Пелевин, и современный нон-фикшн, и комиксы.

Киноклассика пока существует в сети только в виде пиратских записей, а вот старая музыка с недавних пор распространяется вполне легально. В Америке, согласно закону об авторском праве, все песни, выпущенные 70 лет назад и раньше, становятся достоянием общественности, и большую часть из них можно скачать на ресурсе Библиотеки Конгресса.

В июне знаменитый советский лейбл Мелодия начал публикацию своего огромного архива. За скачивания тут будут брать довольно символическую плату с пользователей. А, тем временем, Государственный музей Льва Толстого и компания ABBYY запустили краудсорсинговый проект по оцифровке всего собрания сочинений писателя. ВКУРСЕ.RU узнал у представителя фирмы «Мелодия», как оцифровывают старинные записи, и спросил у создателя lib.ru Максима Мошкова, изменится ли жизнь его сайта (и ему подобных) после публикации ПСС Толстого.

Пиар-директор фирмы «Мелодия», Карина – о том, почему нельзя просто так взять и опубликовать весь архив:

Почему «Мелодия» решилась только сейчас на столь масштабную публикацию каталога?

У «Мелодии» были долгое время проблемы с менеджментом: я работаю здесь уже девять лет, и за эти годы тут сменилось четыре генеральных директора. И до того, как был назначен Андрей Кричевский, было оцифровано всего 10% каталога. А за последние два года это число увеличилось до 40%. Конечно, лучше всего было начинать раньше, но лучше поздно, чем никогда. У нас 238 тысяч записей, сейчас доступны четыре тысячи.

Оцифровка записей происходит на старом оборудовании, которое в настоящий момент уже не выпускается. Кричевский через коллекционеров нашел еще три аппарата – штудера – процесс пошел быстрее. У нас работает две смены оцифровщиков: утром и вечером, соответственно.

Многие ленты требуют реставрации. Можно, конечно, делать по порядку: запись номер один, номер два и так далее. Но, когда мы достаем пленку, то смотрим на ее качество, и, если есть какие-то проблемы или она вовсе находится в критическом состоянии, мы, конечно, работаем с ней в первую очередь.

Собирается ли «Мелодия» предоставить бесплатный доступ к каталогу?

Пока нет таких планов. Мы продаем записи. Отдельно отмечу нашу ценовую политику: одна песня у нас стоит 12 рублей, альбом – в зависимости от того, одинарный он или двойной, тройной – от 56 и выше. Это, согласитесь, очень хорошая ценовая политика. Представьте себе, что у вас есть возможность приобрести Баха в исполнении Рихтера всего за 12 рублей! Допустим, в Москве еще можно найти такую запись, пойти в магазин, на Горбушку еще куда-то, но в регионах у людей нет иного доступа к нашему каталогу, кроме как через сайт. И мы, в первую очередь, работаем с теми, кто живет за пределами Москвы и Петербурга.

Та цена, которую установил лейбл – это минимум?

Да. Оцифровка требует денег, а у нас нет никаких дотаций. В то же время, на «Мелодии» работает 12 звукорежиссеров, и им надо банально платить зарплату.

Были ли у вас конфликты с правообладателями при публикации архива?

Пока нет. Мы выложили те записи, на которые у нас оформлены смежные права. Как только будет необходимость договариваться с теми, у кого есть права на песни из нашего архива – мы сделаем это.

Сколько времени примерно занимает оцифровка одного альбома, например, длительностью 60 минут?

Если запись находится в идеальном состоянии, то примерно столько – около часа – и займет. Но если мы включаем ленту, а там слышны щелчки, склейки, то это все требуется исправлять, и, значит, придется потратить больше времени – каждый случай тут индивидуален. Бывают даже такие случаи: достаем пленку, вроде и упаковка целая, и видимых внешних повреждений нет – а она просто начинает сыпаться.

Почему записи находятся в таком состоянии?

Фонотеку не раз перевозили, за записями порой никто не следил. При том, что мы – крупнейший лейбл в бывшем СССР, какого-то особо трепетного отношения к нашему каталогу никогда не было.

Что происходит с пленкой после оцифровки?

Мы ее возвращаем на место – не выкидываем. Дело в том, что мы выпускаем винил – а записываем мы на него музыку с аналоговой ленты.

Из тех 4000 записей, что уже опубликованы, попадались ли реальные раритеты?

Конечно. Например, у нас есть запись знаменитого дирижера Баршая с центрального телевидения 1962 года. Так о ней не знал ни он, ни его вдова, которая недавно приезжала в Москву. Еще у нас есть запись с пресс-конференции Гагарина.

Уже в открытом доступе?

Пока нет. Понимаете, «Нельзя просто взять и выложить Гагарина» – нужна подготовка, нужен какой-то повод: например, День Космонавтики. Еще у нас есть разные тренинги вроде «Умей владеть собой». Такое вряд ли кто-то купит на физическом носителе, а вот в mp3 вполне может скачать.

Продолжает ли лейбл заниматься новыми артистами или остались только архивы?

Постоянно – нет. У нас в свое время отобрали студию и передали ее помещение англиканской церкви. Но если к нам приходит исполнитель, и запись у него талантливая, то мы, конечно, его выпустим.

Читать далее, на vkurse.ru

вернуться ко всем событиям