Эра «Нежности» и «Надежды»
«Главное, ребята, сердцем не стареть»
В начале 60-х советские композиторы и поэты принимали активное участие в общественной жизни страны, воспевая достижения в освоении новых земель и комсомольские стройки. Александра Пахмутова и Николай Добронравов – молодая супружеская пара, недавно начавшая работать вместе, – не остались в стороне от веяний времени. Они совершили поездку по Сибири, где молодежь с энтузиазмом возводила города и электростанции. Итогом путешествия стало создание песен, самая знаменитая из которых – «Главное, ребята, сердцем не стареть» на стихи Добронравова и Сергея Гребенникова - моментально «ушла в народ». В фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» (1975 год) четверо пьяных друзей, сидя в бане, «душевно» (по требованию героя Мягкова) напевают заветные строчки: «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги». Первыми исполнителями песни стали актер театра и кино Лев Барашков и вокальный дуэт Бориса Кузнецова и Льва Полосина. Впоследствии многие певцы пополнили шлягером свой репертуар, но сама Пахмутова не раз признавалась журналистам, что лучше Барашкова, Кузнецова и Полосина ее так никто и не спел.
«Старый клен»
Пахмутова активно работала в жанре киномузыки, и множество написанных ей песен впервые зазвучало в картинах, ставших классикой советского кино. Один из таких фильмов - лирическая комедия «Девчата», вышедший на экраны в 1961 году. Лента имела огромный успех, ее посмотрело 35 миллионов зрителей. Песня «Старый клен» на слова Михаила Матусовского стала главной лирической темой «Девчат». Она прозвучала в исполнении актеров Люсьены Овчинниковой и Николая Погодина и также стала невероятно популярной. Ее незатейливость и простота, впрочем, были кажущимися, что доказали последующие интерпретации. Так, популярное в 80-е годы трио «Меридиан» создало на ее основе изысканную вокальную миниатюру, вошедшую в постоянный репертуар ансамбля.
«Нежность»
«Нежность» была написана в 1965 году как часть цикла «Обнимая небо». Ее премьера, состоявшаяся годом позже в Колонном зале Дома союзов, провалилась – Майя Кристалинская ушла со сцены в тишине. На автора слов Николая Добронравова обрушилась критика. Дело в том, что в песне упоминается французский летчик Экзюпери. По мнению же чиновников поэту следовало воспевать советских героев, а не иностранцев. Популярной «Нежность» стала лишь после выхода на экраны драмы Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» в 1967 году. В фильме ее спела Татьяна Доронина. В последующие годы многие певцы и певицы оценили глубину музыки и поэзии. Но эталонным и сегодня остается исполнение Майи Кристалинской, для которой «Нежность» со временем стала своего рода «визитной карточкой» и одной из главных вех в ее творческой судьбе.
«Я не могу иначе»
Этот милый фабричный вальсок Пахмутова и Добронравов написали специально для Валентины Толкуновой в 1982 году. Они были убеждены, что песня как нельзя более соответствует характеру артистки, ее сути – актерской и женской. На записи оба автора отказались давать советы и высказывать пожелания. «Они просто сказали: «Валечка, пой, как ты считаешь нужным, мы в тебя верим», - вспоминала Толкунова. Композитор и поэт во всем оказались правы. Впервые исполненная 8 марта в праздничной программе «Голубой огонек», песня сразу же стала невероятно популярной, а редакция получила рекордное количество писем с просьбой повторить программу. С тех пор в каждом концерте до последнего дня Валентина Толкунова исполняла «Я не могу иначе». Без нее публика просто не отпускала певицу со сцены.
«Надежда»
Одна из самых проникновенных песен Пахмутовой и Добронравова была написана в 1971 году. Поначалу авторы, задумывавшие песню как «мужскую», предложили ее Иосифу Кобзону. Но он отказался, и первой исполнительницей оказалась Эдита Пьеха. Однако классикой, вытеснившей все остальные варианты, стала версия Анны Герман. Авторы выслали ей ноты песни в Варшаву после того, как стало известно, что певица попала в автокатастрофу и находится в больнице. В тот момент ее состояние было настолько тяжелым, что врачи настоятельно рекомендовали ей забыть о сцене. Но, как вспоминала позже сама артистка, подаренная ей «Надежда» вселила в нее силы - она вернулась не только к жизни, но и к выступлениям. Песня стала «путеводной звездой» и талисманом для советских и российских космонавтов. Слушать «Надежду» в исполнении Анны Герман перед полетом – одна из их традиций.
Автор текста Елена Чишковская
© ФГУП «Фирма Мелодия», 2014