14 ноября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося скрипача Леонида Когана, чье имя наряду с именем Давида Ойстраха, стало символом советской скрипичной школы, покорившей весь мир. Репертуар музыканта был необычайно обширен. Он включал сочинения для скрипки соло, камерные ансамбли, скрипичные концерты от Баха до Берга, Хачатуряна и Шостаковича.ПАГАНИНИ XX СТОЛЕТИЯ
Главными свидетельствами исключительного таланта скрипача сегодня остаются многочисленные записи, которые Леонид Коган осуществлял на протяжении всего творческого пути. Внушительное звуковое наследие, хранителем которого является фирма «Мелодия», в наши дни обретает новую жизнь, благодаря цифровому формату.
Леонида Когана часто сравнивали с Паганини. О его невероятной технике и артистизме еще в годы учебы скрипача в Московской консерватории ходили легенды. Однако мир в полной мере сумел эти качества лишь в 1951 году, после блистательной победы Когана на международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Это был первый послевоенный конкурс. Покровительница музыкальных искусств королева Елизавета написала Сталину письмо, в котором предложила генеральному секретарю делегировать на творческое состязание советских артистов. Сталин воспринял это как вызов. Чиновники получили недвусмысленное указание: наши скрипачи должны не только поехать в Брюссель, но и одержать там победу любой ценой. Работники министерства бросились за советом к главному эксперту в области скрипки - Давиду Ойстраху, который тотчас назвал имя Леонида Когана. Гастролировавший в тот момент по стране, скрипач был срочно вызван в столицу, а затем отправлен в Бельгию. В Москву Коган вернулся музыкантом с мировым именем, славу и популярность которого подтвердили последовавшие зарубежные гастроли. Тогда репертуар артиста состоял в основном из ярких романтических произведений Вьетана, Венявского, Сарасате и, конечно, Паганини.
После французских гастролей в 1955 году, пресса писала об исполнении Коганом Первого концерта: «Кажется, будто сам Паганини находится на эстраде и играет собственный концерт...» Сходство двух виртуозов казалось столь очевидным, что режиссер Лукино Висконти, задумавший снять фильм о Паганини, предложил главную роль Когану, но скрипач отказался. На самом пике популярности он несколько охладел к виртуозной музыке – в его творчестве наступал новый этап, итогом которого стали выдающиеся интерпретации скрипичных концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, Прокофьева, Шостаковича. К сочинениям Паганини Леонид Коган вернулся в конце своей жизни. В 1982 году он записал музыку к телевизионному художественному фильму «Никколо Паганини». Таким образом, замкнулся круг. Леонид Коган ушел из жизни в возрасте 58 лет, прожив практически столько же, сколько кумир его юности - Паганини не дожил до своего 58-летия всего несколько месяцев.
Дела семейные
Леонид Коган был женат на Елизавете Гилельс - замечательной скрипачке, младшей сестре пианиста Эмиля Гилельса. Ученица Петра Столярского и Абрама Ямпольского, Лиза Гилельс начала свой творческий путь как вундеркинд. В тринадцать лет она уже выступала по стране, а в семнадцать стала звездой мировой величины, заняв третье место на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе в 1937 году (том самом, что после войны получил имя королевы Елизаветы, и победа в котором досталась Когану лишь 14 лет спустя). В начале их брака Гилельс знал весь Советский Союз, а Коган пользовался известностью лишь в узком профессиональном кругу.
Однако Елизавета Григорьевна практически сразу же отказалась от публичной карьеры, уступив этот путь мужу. Посвятив себя семье, она не ушла из профессии, продолжала концертировать и преподавать в Московской консерватории, уделяя много времени воспитанию детей – Павла и Нины, которые также стали музыкантами. Павел начал свой творческий путь как скрипач, и продолжил как дирижер. Пианистка Нина Коган уже в подростковом возрасте начала аккомпанировать своему знаменитому отцу. В архиве Леонида Когана сохранилось много записей, осуществленных им с членами семьи – женой Елизаветой Гилельс, сыном Павлом и дочерью Ниной. Сегодня они имеют не меньшую ценность, чем его ансамбли с участием Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича и других выдающихся музыкантов своего времени. Ведь семья эта никогда не была обычной. Искусство Леонида Когана всегда служило для нее той профессиональной планкой, которую ни один из музыкантов не мог позволить себе опустить.
Прощание с артистом
В последние десятилетия своей жизни Леонид Коган был обласкан властью. Ему было присвоено звание профессора и народного артиста РСФСР и СССР, присуждена Ленинская премия. В 1969 году он стал заведующим кафедрой скрипки Московской консерватории, о нем было снято несколько фильмов. В 1982 году он возглавил жюри Международного конкурса имени Чайковского. Когана с восторгом принимала публика, где бы он ни выступал, и, казалось, более завидной участи и желать было нельзя. Но сам музыкант ощущал иллюзорность этого благополучия – слишком часто его судьбой распоряжались далекие от искусства люди.
Решение о зарубежных гастролях в то время принимали чиновники. По существовавшим правилам солист не должен был проводить за границей более 90 дней в году. Это в полной мере касалось и Когана – музыканта, которого с нетерпением ждали в лучших залах мира. Кроме того, семья, все члены которой активно концертировали, вызывала серьезные опасения – ведь все они могли уехать на Запад! Предупреждая этот возможный шаг, министерство жестко контролировало гастрольный график: если за рубеж выезжали хотя бы двое, то остальные разрешения на это не получали. По воспоминаниям Нины Коган, ее отец, однажды написавший министру просьбу о том, чтобы ему разрешили больше гастролировать за рубежом, потом несколько месяцев был в опале – его звонки в министерство игнорировались, его самого просто не замечали. Вся эта изматывающая борьба подрывала здоровье музыканта, а плотность графика не оставляла возможности восстановиться. И в то же время, именно в этот период исполнительский стиль Леонида Когана был доведен до абсолюта. В лаконичности его трактовок, казалось, было отсечено все лишнее, а основой репертуара стали вершины камерной музыки - сочинения Баха, Бетховена, Брамса.
© ФГУП «Фирма Мелодия», 2014