КЛАССИК АВАНГАРДА
Sur une etoile (На звезде), из Трех мадригалов для сопрано и пяти инструментов на слова Ф. Танцера.
Нелли Ли (сопрано), Ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР, дирижер Александр Лазарев. Запись 1982 г.
Индивидуальный стиль Альфреда Шнитке сложился в середине 60-х. Испытав влияние западного авангарда (сериализм, сонористика, алеаторика), он пришел к особому творческому методу, который сам определил как «полистилистика». Это понятие, по мысли композитора, вмещало все, что ему уже известно, но элементы разных техник и стилей «пластично объединялись». Тогда же Шнитке заявил о себе как композитор крупных, продолжающих линию Малера и Шостаковича, инструментальных опусов. В них полистилистика стала новым средством воплощения вечных, самых глубоких и философских тем в искусстве.
Пассакалия для большого симфонического оркестра (фрагмент). Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко. Запись из Большого зала Московской консерватории 6 апреля 1982.
Как и многие композиторы-«шестидесятники», Альфред Шнитке не был в фаворе у официальных представителей советского музыкального мейнстрима. Но именно в те годы, когда исполнение каждого его крупного сочинения было сопряжено с огромными сложностями (еще в 1959 году оратория «Нагасаки», прослушанная в Союзе композиторов РСФСР, была охарактеризована, как «не вписывающаяся в традиции советской музыки»), он начал работать в кино и театре. Вскоре он стал одним из самых востребованных в этой сфере композиторов СССР. Музыка Альфреда Шнитке звучит в фильмах «Ты и я» и «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Экипаж» и «Сказка странствий» Александра Митты, «Агония» Элема Климова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. Шнитке был одним из главных композиторов самого прогрессивного в те годы Театра на Таганке. С Юрием Любимовым он работал над спектаклями «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)».
Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных.
II. Токката (фрагмент). Татьяна Гринденко, Гидон Кремер, Ансамбль солистов Московской филармонии, художественный руководитель Юрий Башмет. Запись с концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 30 мая 1988 года.
Прикладная музыка способствовала оттачиванию авторского стиля. Не случайно, многие темы из фильмов вошли в академические сочинения. В Concerto grosso № 1 (одном из самых популярных и часто исполняемых опусов) главная тема заимствована из музыки к фильму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», а также использовано танго из «Агонии» и мелодия из «Восхождения». В одном из самых глубоких камерных сочинений 70-х – фортепианном квинтете, написанном на смерть матери, – первый вальс второй части взят из театральной музыки к «Евгению Онегину», а второй – из фильма «Агония».
Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных.
V. Рондо (фрагмент). Татьяна Гринденко, Гидон Кремер, Ансамбль солистов Московской филармонии, художественный руководитель Юрий Башмет. Запись с концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 30 мая 1988 года.
До перестройки академические сочинения Альфреда Шнитке в Союзе исполнялись достаточно редко. В те годы его музыка пробивала себе путь в концертные залы во многом благодаря известным исполнителям, которые становились страстными пропагандистами его творчества. Среди них были скрипачи Олег Каган, Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, виолончелистка Наталия Гутман, альтист Юрий Башмет (для него позже был написан знаменитый Концерт для альта), Квартет имени Бородина. Огромная заслуга в популяризации музыки Шнитке и в России, и за рубежом принадлежала Геннадию Рождественскому, которому посвящены Первая, Восьмая и Девятая симфонии. Именно под его руководством состоялась громкая премьера Первой симфонии в Горьком в 1974 году, вызвавшая невероятный ажиотаж. По воспоминаниям дирижера, территория нижегородского Кремля, где проходили репетиции, была оцеплена милицией, что привлекало дополнительное внимание. На концерт слушатели приехали из разных городов. Премьера получилась столь резонансной, что вопрос о дальнейшей судьбе сочинения решался уже в Москве. Рождественский стал первым исполнителем многих произведений Шнитке, в том числе одного из самых значительных – кантаты «История доктора Иоганна Фауста».
История доктора Иоганна Фауста, кантата для тенора, контратенора, контральто, баса, смешанного хора и оркестра.
В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы «Народной книги» Иоганна Шписа (1587), повествующие о конце жизни Фауста. По жанру кантата близка к барочным пассионам (сам композитор охарактеризовал ее как «негативный пассион»). Оригинально здесь решен образ Мефистофеля. Он выступает в двух лицах: как «сладкоголосый обольститель» (контратенор) и «жестокий каратель» (контральто). В сцене расправы над Фаустом Шнитке достигает невероятного эффекта с помощью приема «унижения банальностью» – используя танго. «Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность», – объяснял композитор. Эстрадная певица с микрофоном проходит через весь зал и поет шокирующее танго, низвергая Фауста в «адскую пропасть»
История доктора Иоганна Фауста, кантата для тенора, контратенора, контральто, баса, смешанного хора и оркестра.
VII. Гибель Фауста (фрагмент). Раиса Котова (контральто), Симфонический оркестр Министерства культуры СССР, Камерный хор Министерства культуры СССР, дирижер Геннадий Рождественский Запись первого исполнения из Большого зала Ленинградской филармонии 27 мая 1985 г.
Партию «карателя» на премьере в консерватории должна была спеть Алла Пугачева. Но после первой же репетиции концерт был запрещен. Премьера состоялась в Вене в 1983 году под управлением Геннадия Рождественского. После многих ходатайств через несколько месяцев прозвучала она и в Москве, а затем в Ленинграде. Сегодня одной из классических записей кантаты является концертная версия под управлением Рождественского. «Сладкоголосого» Мефистофеля в ней исполняет Эрик Курмангалиев, «карателя» – певица Раиса Котова.
Признание пришло к Шнитке достаточно рано, а к началу 90-х он уже считался композиторской фигурой мировой величины. Премьеры его произведений исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности. Последние годы композитор прожил в Германии. Три инсульта подорвали его здоровье, хотя он продолжал работать. Почти за два месяца до его кончины в Большом зале консерватории прошла премьера Девятой симфонии, ставшей последней.
ФГУП «Фирма Мелодия», 2014