К юбилею Алисы Фрейндлих

8 Декабря, 2014

Первая леди театральной сцены


Фрейндлих
          8 декабря юбилей отмечает Алиса Фрейндлих – одна из самых любимых и титулованных актрис отечественного театра и кино, неподражаемая «мымра» Людмила Прокофьевна Калугина из фильма «Служебный роман» и великолепная Анна Австрийская из «Трех мушкетеров». В день окончания Алисой Ленинградского института имени Островского ее наставник Борис Зон подарил юной выпускнице свою фотографию с памятной надписью: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае вы всюду поспеете и будете счастливы». Это напутствие стало для актрисы своего рода жизненной программой, все пункты которой она в итоге выполнила на «отлично».
         Алиса Фрейндлих – обладательница множества наград и званий. Она – Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, премий «Ника», «Золотой софит», «Золотая маска» и многих других. В ее активе – более 50 работ в театре и столько же в кино. Среди самых известных киноработ – роли в фильмах «Служебный роман», «Соломенная шляпка», «Агония», «Сталкер», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Жестокий романс».  Актриса трижды была замужем. От второго брака с режиссером Игорем Владимировым у нее есть дочь Варвара (она тоже актриса) и двое внуков.

        Актерство у Алисы Фрейндлих – в крови. Ее отец Бруно Фрейндлих был знаменитым актером Александринского театра, мама в свое время училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи. С детства Алиса прекрасно пела и даже подумывала о консерватории. Привлекал ее и балет, но победила страсть к театру. После института Фрейндлих попала в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской, где молодой актрисе пришлось начинать с малого – ролей травести, мальчиков и хулиганов. Как признавалась позже сама Алиса Бруновна, тогда она прошла хорошую школу, благодаря которой впоследствии ей удавались самые сложные характерные роли – от Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» до старухи Селии Пичем в «Трехгрошовой опере». Неожиданные амплуа позже стали частью творческой индивидуальности актрисы. В знаменитом мультипликационном фильме-мюзикле «Голубой щенок», вышедшем на экраны в ноябре 1976 года, Алиса Фрейндлих озвучила роль Щенка. Невероятно трогательная песенка главного героя, не похожего на других и страдающего от одиночества, стала одной из самых любимых у юных зрителей. Сама же сказка пользовалась огромной популярностью и у взрослой, и у детской аудитории. Она неоднократно издавалась фирмой «Мелодия» на пластинках, а позже и на CD.

Купить CD                                                                       Купить в iTunes

        В конце 1950-х Алиса Фрейндлих познакомилась с театральным режиссером Игорем Владимировым, который был приглашен в театр Комиссаржевской для постановки спектакля «Время любить». В 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла в его труппу. Здесь Фрейндлих очень скоро стала первой леди. Владимирову удалось в полной мере раскрыть ее талант. Теперь на сцене она играла героинь Шекспира, Достоевского, Шоу, Брехта, Арбузова, Дворецкого. Вскоре творческий союз актрисы и режиссера стал семейным.

        В театре Ленсовета Владимиров собрал замечательную актерскую команду. Созданные для нее спектакли предлагали совершенно новую по тем временам стилистику, близкую к лучшим образцам жанра мюзикла. Достаточно сказать, что музыку к постановкам писали такие композиторы как Александр Колкер и Геннадий Гладков. В этих ярких, пронизанных чудесными мелодиями представлениях, расцветали таланты Фрейндлих – выдающейся драматической актрисы и удивительной певицы.

        Уже имея репутацию признанной театральной примы, Фрейндлих почти не снималась в кино – ее считали некрасивой и предлагали лишь эпизодические роли. Ситуацию изменила встреча с Эльдаром Рязановым. Знаменитый режиссер был убежден, что Фрейндлих должна играть в его фильмах, но сотрудничество не складывалось. Пробы на роль в «Гусарской балладе» прошли блестяще, но в результате на роль Шурочки была утверждена Лариса Голубкина. Затем был фильм «Зигзаг удачи», в котором Фрейндлих не сыграла из-за беременности. И только в «Служебном романе», вышедшем на экраны в 1977 году, Алисе Фрейндлих наконец-то досталась специально созданная для нее главная роль, которая в итоге принесла ей всесоюзную славу. Фильм стал лидером проката 1978 года, его посмотрело 58 миллионов зрителей. И по сей день роль Калугиной остается наиболее известной и любимой в творческом наследии Алисы Бруновны. Здесь она выступила не только как актриса, но и как замечательная камерная певица. Песни «У природы нет плохой погоды», «Моей душе покоя нет», «Обрываются речи влюбленных» в ее исполнении стали настоящими шлягерами.

           Купить CD                                                                     Купить в iTunes                                                              

        В 1979 году актриса сыграла роль королевы Анны в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера», ставшую одной из лучших в ее карьере. На пике популярности она получила и официальное признание - звание Народной артисткой СССР, а вскоре после этого рассталась с мужем Игорем Владимировым. В 1983 году Алиса Фрейндлих перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр. Здесь она сыграла немало знаковых ролей - леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, шекспировскую леди Макбет.

        Оставаясь и сегодня актрисой этого театра, Алиса Бруновна признается, что за 30 лет работы в БДТ она сыграла на этой сцене на порядок меньше ролей, чем в театре имени Ленсовета. Впрочем, время вынужденных «простоев» не было потрачено впустую. В один из таких периодов был создан спектакль-концерт «Гори, гори моя звезда» на стихи Марины Цветаевой, с которым актриса гастролировала около 10 лет. Тогда же фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка, на которой Алиса Фрейндлих в присущей ей камерной и лиричной манере читает стихи выдающихся поэтов – Роберта Рождественского, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой.

Купить в iTunes

        Театру Алиса Фрейндлих отдала почти 60 лет жизни. Сегодня она гораздо реже появляется на сцене, объясняя это не возрастом, а отсутствием интересных пьес, в которых ей хотелось бы играть. Но когда такая пьеса находится, Алиса Бруновна вновь восхищает зрителей своим талантом. Одной из ее последних работ стал спектакль «Алиса», премьера которого состоялась в начале этого года и стала дебютом в БДТ нового худрука Андрея Могучего. В основу пьесы легли книги Льюиса Кэролла, а также воспоминания артистов. В том числе и Алисы Фрейндлих, блистательно исполнившей в спектакле главную роль. 




Автор текста Елена Чишковская 

ФГУП «Фирма Мелодия», 2014

вернуться ко всем событиям