Памяти Елены Образцовой

14 Января, 2015
       Великая русская Кармен 

Образцова01
      12 января ушла из жизни Елена Образцова – обладательница уникального меццо-сопрано, гранд-дама мировой оперы, дарившая любовь и радость не только близкому кругу, но и миллионам меломанов и телезрителей. Она пела в самых известных оперных театрах мира, ее партнерами были Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Джоан Сазерленд, Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто. Своим родным домом Елена Образцова считала Большой театр, в котором прослужила более полувека. Именно на этой сцене вместе с Анной Нетребко, Дмитрием Хворостовским, Юлией Лежневой и другими звездами 28 октября прошлого года она отметила 75-летий юбилей грандиозным «Оперным балом», ставшим последним в жизни королевы сцены. 
  Огромная дискография исполнительницы – результат ее невероятной работоспособности и любви к музыке. В ее репертуаре было более 80 оперных партий, романсы, народные песни, джазовые композиции. «Сначала умру, и только потом перестану петь», - таково было жизненное кредо Елены Образцовой. Ее голос, сохраненный в записях, неизменно поражает красотой и свежестью звучания, энергией, страстью и силой эмоции. 
      Мы выбрали несколько звездных партий Елены Образцовой.



Е. Образцова в роли Кармен. Ж. Бизе "Кармен", Большой театр


Марина Мнишек 

      В 1963 году, еще будучи студенткой Ленинградской консерватории, Елена Образцова дебютировала на сцене Большого театра в опере Мусоргского «Борис Годунов». Как это часто бывает, помог случай – заболела одна из исполнительниц, и молодую стажерку без всяких репетиций ввели в спектакль. Певица обладала голосом редкой красоты, в котором сочетались
бархатистость тембра и сочность звучания, яркой сценичной внешностью и талантом драматической актрисы. И самое главное,
                                                Купить в iTunes
она отлично знала партию Марины и была полностью готова к дебюту. Конечно же, она страшно волновалась. Как вспоминала впоследствии сама Образцова, в первый раз на сцену ее буквально вытолкнула Галина Вишневская: «Галина дала мне подзатыльник, чтобы я не боялась, и я вылетела на сцену. Ничего не помню: как спела, что спела. Помню только, что потом были большие овации». 
      В партии Марины Образцова выходила на самые прославленные мировые сцены. В 1975 году на гастролях Большого театра в США Образцову пять раз вызывали зрители Метрополитен-оперы, практически остановив спектакль. Этот триумф окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперной сцены. 


                             Образцова03 
                             Е. Образцова (Кармен) с П. Доминго (Дон Хозе). Ж. Бизе "Кармен", Венская опера

Кармен

       «Это единственная опера, которую не я пою, а которая поет мною», – говорила Образцова. Роль роковой цыганки стала одной из самых ярких и заметных в ее творчестве. Этот страстный, стихийный образ так захватывал ее, что на время спектакля Образцова становилась властительницей душ, ее невероятный магнетизм подчинял себе абсолютно всех. С этой партией певица выступала на многих знаменитых сценах. Одним из самых памятных для нее был спектакль, сыгранный в Барселоне. Ее Хозе
                                                Купить в iTunes                                                          Купить CD
тогда был Пласидо Доминго, а Эскамильо – Хуан Диас. После представления темпераментные зрители провозгласили Образцову «лучшей Кармен в мире». В ее трактовке этой роли подкупало и еще одно качество – уникальное чувство юмора. Проявилось оно и тогда, когда в честь Кармен примадонна назвала свою пуделиху, с которой не расставалась даже в поездках. В Мадриде «Кармен Образцова, артистка» (так было написано на специально выписанном для нее пропуске в театр) даже выходила на сцену со своей хозяйкой, ничуть не мешая действию.
         


                                                                   образцова04
                                                                   Е. Образцова в роли Графини. П. Чайковский "Пиковая дама", Большой театр 


Графиня

     Роль Графини в «Пиковой даме» Елена Образцова впервые исполнила на сцене Большого театра в 25 лет. Красавица с абсолютно европейской внешностью и стройной фигурой, она была чуть ли не единственной молодой актрисой, которая смогла убедительно перевоплотиться в древнюю старуху: в гриме ее не смогла узнать даже родная мать. Об этом Образцова неизменно вспоминала со смехом. Партия Графини сопровождала Елену Образцову всю жизнь. Именно в образе Графини она вышла на сцену в последний раз 28 октября 2014 года.
                                                Купить в iTunes                                                          Купить CD


                           Образцова06
                                 Е. Образцова с Ф. Дзеффирелли на съемках фильма-оперы "Сельская честь" 


Ганна Главари

       Елена Образцова признавалась, что «всегда была жадной до музыки». Перепев огромное количество оперных партий, она была рада обратиться к чему-то новому. Одним из первых экспериментов стала оперетта. Попробовать себя в этом жанре ей предложил ее будущий муж, дирижер Альгис Жюрайтис. И с того момента оперетта стала еще одной большой любовью: Елена Васильевна нередко исполняла в концертах арии из оперетт, а зрители запомнили ее в образе очаровательной Ганны Главари в телевизионной версии оперетты Легара «Веселая вдова».
                                                Купить в iTunes

       Концертный репертуар певицы включал романсы, народные и эстрадные песни, вокальные циклы русских и зарубежных композиторов. Отдельной страницей ее творчества стала музыка Георгия Свиридова. Вместе со своим бессменным аккомпаниатором Важей Чачавой Елена Образцова часто исполняла сочинения Свиридова в концертах. Она стала одной из тех певиц, с которыми композитор работал на протяжении многих лет. Цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980) Свиридов посвятил Образцовой, также специально для нее он создал авторскую редакцию для меццо-сопрано поэмы на стихи Есенина «Отчалившая Русь».
                                                Купить в iTunes

       Елена Образцова называла себя авантюристкой – настолько легко она решалась на самые смелые эксперименты. С возрастом она реже выходила на оперную сцену, но при этом не боялась искать и находить что-то новое. Она играла в драматических спектаклях Романа Виктюка, выступала с джазовыми программами вместе с Денисом Мацуевым, руководила собственным культурным центром в Петербурге, возглавляла оперу Михайловского театра, опекала молодых певцов, проводя собственный конкурс и работая в жюри популярного телепроекта «Большая опера». «Старость наступает тогда, когда человек разрешает себе об этом думать», – говорила Елена Васильевна. До самого конца она не разрешала себе стареть. Наверное, поэтому так трудно поверить в ее безвременный уход.
 
                         Образцова07










Автор текста Елена Чишковская 

Фотографии предоставлены Фондом Елены Образцовой fondobraztsovoy.ru
Архивные записи Елены Образцовой в цифровом виде по ссылке 
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015
Наверх страницы