К 115-летию со дня рождения Исаака Дунаевского

30 Января, 2015

ГЕНИЙ ЛЕГКОЙ МУЗЫКИ 

^1DC17D897C26FD21B44F0CFBDA498F17AA0163F7060B134060^pimgpsh_thumbnail_win_distr.jpg
      30 января исполняется 115 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского – создателя советской оперетты и советского же киномюзикла, автора оптимистичных маршей и лирических песен, ставших символами тоталитарной сталинской эпохи, но вместе с тем и лучшими, действительно выдающимися образцами в жанре легкой музыки, «золотой классикой» на все времена. 

      Исаак Дунаевский родился в городке Лохвица (ныне Полтавская область). В 1918 году окончил гимназию, а через год Харьковскую консерваторию по классу скрипки. Работал в Харьковском русском драматическом театре. В 1924 году переехал в Москву, где был музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», а после Театра сатиры, для которого были созданы первые оперетты «Женихи» и «Ножи». В 1929 году переехал в Ленинград и начал сотрудничать с Леонидом Утесовым. С 1934 по 1940 год сочинил музыку к шестнадцати фильмам. С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов. В годы Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников. С 1945 года жил в Москве. Умер 25 июля 1955 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. 
     И. Дунаевский был женат на Зинаиде Судейкиной, в этом браке родился сын Евгений Дунаевский – московский художник-«станковист». В 1945 году от романа с балериной Большого театра Зоей Пашковой родился сын Максим, ставший впоследствии известным композитором. Фамилию отца он получил в 10-летнем возрасте по специальному разрешению государственных инстанций.
И. Дунаевский – автор 13 оперетт, балетов, более 100 песен. Композитор был награжден двумя Сталинскими премиями (за музыку к фильмам «Цирк» и «Кубанские казаки»). В 1962 году в Москве его имя получила улица, на которой он жил. 

      Мелодии Исаака Дунаевского знала вся страна. Не было человека, который не мог бы спеть «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Сердце, тебе не хочется покоя». Жизнерадостность маршей и теплая лиричность песен Дунаевского соответствовали официальным требованиям к массовому искусству, которое должно было иллюстрировать энтузиазм и счастливую мирную жизнь советских людей. Однако характер его музыки, столь точно отразивший официальный дух эпохи, формировали не запросы власти, а особенности его собственной личности. 



                                                                 Купить в iTunes

      Исааку Дунаевскому было не свойственно трагическое восприятие мира (во время Великой Отечественной войны он не мог сочинять, тогда появилась лишь одна значительная песня – «Моя Москва»). Но как воздух его творческому гению были необходимы ощущение полноты жизни, радость и романтическое волнение. Он был большим ценителем женской красоты и постоянно находился в состоянии влюбленности. В последние годы жил на две семьи, в каждой из которых росли сыновья. Не случайно композитор так тяготел к лирическому вальсу, в том числе и в песенном жанре (песни «Молчание», «Вечер вальса», «Воспоминание») – как к наиболее естественному выражению любовных переживаний. Истинными темами его творчества были вовсе не навязанные партией оптимизм и вера в светлое будущее, а зажигательная энергия юности и любовь. Что, в конечном итоге, и было главной причиной успеха.
                                                                 Купить в iTunes

      Исаак Дунаевский начинал в Харьковском русском драматическом театре как дирижер и композитор. Там в 1920 году был поставлен спектакль «Женитьба Фигаро» с его музыкой. Тогда же проявились особые свойства его таланта, главным из которых был дар сочинять запоминающиеся красивые мелодии. Но кроме этого Дунаевский прекрасно чувствовал любую музыкальную стилистику, в свободной импровизации добиваясь весьма неожиданных, но при этом всегда органичных сочетаний: классика, американский джаз, народные еврейские и русские мотивы – все это естественным образом вошло в его музыку и объединилось любовью к песенному жанру. Композитор работал невероятно скрупулезно: он тщательно отбирал материал, выбирая из множества придуманных вариантов самый оптимальный. В результате рождались песни многотемные, сложные по форме. Но при этом они тут же запоминались и признавались аудиторией – как профессиональной, так и самой массовой. Известно, что свою знаменитую «Песню о Родине» из фильма «Цирк» Дунаевский прорабатывал полгода и остановился лишь на 36-м варианте. Впервые услышав ее, великий Федор Шаляпин сказал: «Вот эта песня – по мне». 
                                                                 Купить в iTunes

      Одной из самых важных вех в жизни Исаака Дунаевского стала работа в Ленинградском Мюзик-холле, куда его в 1929 году из Москвы «переманил» Леонид Утесов. «Скажите ему, что если когда-нибудь в России возникнет профессиональный джаз, то это случится в Петрограде», - таковы были слова артиста, ставшего «отцом советского джаза». Ленинградский Мюзик-холл создавался «под Утесова» и его оркестр «Теа-джаз», и, конечно, не был обычным развлекательным театром. Вокруг Утесова собрались уникальные личности, создавшие особый художественный мир. Сценарии для первых спектаклей писали Николай Эрдман и Владимир Масс, затем в авторах были Ильф, Петров и Катаев (именно их сценарий «Под куполом цирка» был переработан Александровым для кинофильма «Цирк»). В октябре 1931 года на сцене Мюзик-холла состоялась премьера веселого спектакля «Условно убитый» где главную женскую роль исполняла Клавдия Шульженко. Музыку написал Дмитрий Шостакович. 
      Душой Ленинградского Мюзик-холла были Дунаевский и Утесов, чьи творческие судьбы отныне были неразделимы: они дружили и сотрудничали до самой смерти композитора. Утесов написал о Дунаевском книгу «Воспоминания о друге и соратнике». Дунаевский оставил память другого рода: он создал огромное количество песен, получивших известность в исполнении Утесова, в том числе «Счастливый путь», «Сердце», «Песня верной любви», «Дорогие москвичи», «Я песне отдал все сполна».
                                                                 Купить в iTunes

      Ленинградский Мюзик-холл дал старт карьере Дунаевского в кино. В 1933 году режиссер Григорий Александров получил от Сталина указание создать для советского зрителя музыкальную комедию в голливудском стиле. В стране наступали времена репрессий и голода, тезис «жить стало лучше, жить стало веселее» требовал весомого подтверждения. Появилась надобность в композиторе, который бы писал правильную, но в то же время искреннюю, всем понятную и красивую музыку. Им и стал Дунаевский, которого Александрову рекомендовал Утесов. 
Фильм «Веселые ребята» с Любовью Орловой и Леонидом Утесовым в главных ролях был снят в 1934 году. Сначала его показали за рубежом, где он вызвал фурор, и только затем картина вышла в Союзе. Музыка была главной движущей силой фильма, она впитала в себя джазовые ритмы и искрометное настроение западных мюзиклов. Она сразу же стала популярной. И хотя Дунаевского обвинили в плагиате (двухтактный мотив из «Марша веселых ребят» совпадал с мотивом мексиканской песни Adelita, с которой композитора познакомил Александров), вся страна тут же запела «Легко на сердце от песни веселой».
                                                                 Купить в iTunes

      Кинематограф принес композитору настоящую известность и славу. Следом за «Веселыми ребятами» вышли другие фильмы с его музыкой – «Дети капитана Гранта», в котором прозвучала знаменитая увертюра, «Вратарь». Сотрудничество с Александровым продолжилось в лентах «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Для каждой из этих лент была написана музыка, ставшая классикой. В кинофильме «Цирк» прозвучала одна из лучших лирических песен автора – «Колыбельная», мелодия которой основана на блюзовых интонациях, а выходной марш из этой же ленты легендарный дирижер прошлого столетия Леопольд Стоковский назвал «лучшим маршем XX века». 
                                                                 Купить в iTunes

      Как любая классика музыка Дунаевского без всякого труда пережила время и обстоятельства, для которых создавалась. В более поздние годы песни Дунаевского привлекали самых разных исполнителей различных музыкальных направлений – народного, эстрадного, джазового. Эстрадно-джазовые композиции на темы композитора в шестидесятые годы исполнял эстрадный оркестр Алексея Мажукова вместе с вокальным ансамблем «ВИО-66» Юрия Саульского. В телепроекте середины 90-х «Старые песни о главном» они звучали в исполнении самых именитых поп-звезд. Музыка Дунаевского получила признание и за пределами страны. Например, импровизационные композиции на темы его песен входят в программы знаменитого венгерского скрипача-виртуоза Роби Лакатоша и его ансамбля.
                                                                 Купить в iTunes

      Исаак Дунаевский ушел из жизни очень рано – в возрасте 54 лет. Официальной причиной смерти был назван сердечный спазм, по одной из версий он покончил жизнь самоубийством. Формально, он был любим и признан властью. Но при этом был «невыездным», а в послевоенные годы подвергался жесткой критике за «буржуазность» своей музыки (симметричным ответом на эти обвинения стали песни к фильму Ивана Пырьева «Кубанские казаки», написанные в народном духе – «Ой, цветет калина» и «Каким ты был»). 
      При всей «солнечности», жизнелюбии и легком характере Исаак Осипович не был наивным. Он отдавал себе отчет в том, что в любой момент судьба может обойтись с ним так же, как со многими не менее талантливыми коллегами, которым власть перекрыла кислород. Говоря о своем благополучии и славе, он признавался, что «сидит на пороховой бочке», и удерживаться на ней ему помогает лишь умение лавировать и знание людей. Но при всех сложностях политической обстановки, творческой несвободе и запутанности личной жизни, Исаак Дунаевский до последних дней продолжал создавать удивительно витальную и яркую музыку, которая и в самом деле делала жизнь людей если не лучше, то уж совершенно точно - веселее.  





Автор текста: Елена Чишковская
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015 
Наверх страницы