18 февраля исполняется 80 лет Геннадию Гладкову – автору музыки к фильмам «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая», «12 стульев», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов», а также мультипликационным лентам «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «Очень синяя борода». Практически все картины, над которыми работал Геннадий Игоревич, стали в своем роде культовыми. А многие и сегодня остаются популярными, благодаря звучащим в них мелодиям.
«Романы» с кинематографом и театром у Геннадия Гладкова начались одновременно еще в начале 60-х. И хотя диплом композитора он получил в Московской консерватории и мог бы работать исключительно в академических жанрах, именно в сфере прикладной музыки он чувствовал себя как рыба в воде. Ведь главной чертой его композиторского стиля всегда были яркие и запоминающиеся мелодии, к которым прилагались отточенная оркестровка, лаконизм формы, мастерство в использовании самых разных стилей и жанров (от классики и танго до рок-музыки и блатного шансона), сдобренное изрядной долей юмора.
Его дебютной работой в этой области стала музыка к научно-популярной картине «Тайны минувшего» (1962), параллельно композитор работал и для театра: к своей дипломной режиссерской работе в Щукинском училище – постановке «Трех толстяков» - его привлек друг детства Василий Ливанов. Собственно, тогда и определились три главных направления творчества Гладкова, нередко впоследствии пересекавшиеся: киномузыка, музыка для театра (мюзикл) и сказочные истории для детей, ставшие невероятно популярными в Союзе благодаря пластинкам, выпускавшимся фирмой «Мелодия» миллионными тиражами.
Одной из первых работ композитора для «Мелодии» стала сказка «Волшебник изумрудного города» (1965), главные роли в которой озвучили знаменитый артисты: Ева Синельникова (первая исполнительница роли Хрюши в передаче «Спокойной ночи, малыши»), Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Георгий Вицин и другие.
Главным редактором детской редакции фирмы «Мелодия» с 1962 по 1969 год был поэт и драматург Юрий Энтин, привлекавший к своим проектам самых известных артистов, лучших сценаристов и музыкантов. Именно он принес Василию Ливанову стихотворение «А как известно, мы народ горячий» и не вполне оформившуюся идею записать сказку «Бременские музыканты». Ливанов добавил в сценарий роли Трубадура и Короля, Гладков заметил, что без любовной истории сюжет будет неполным, так появилась Принцесса.
Практически одновременно «Бременские музыканты» вышли в виде мультфильма (режиссер Инесса Ковалевская, художник Макс Жеребчевский) и музыкальной сказки на пластинке, и тут же стали бестселлером (1969). По воспоминаниям Юрия Энтина, запись несколько месяцев лежала на студии, дожидаясь подписи директора. В конце концов, Энтин использовал служебное положение и сам подписал нужную бумагу, пока начальник был в отпуске. Пластинка «проскочила» на прилавки магазинов и вызвала настоящую бурю. Деятели культуры громко возмущались тем, что авторы «протащили» на экраны героев, подозрительно похожих на Элвиса Пресли и ливерпульскую четверку. Композитор Ростислав Бойко назвал «Бременских музыкантов» «марихуаной для детей», Наталия Сац предрекла развал стране, в которой было куплено 28 млн пластинок мюзикла. Но пока культурная общественность бушевала, а чиновники раздумывали, пластинки сметались с прилавков в мгновение ока. «Если у студии «шатался план», - вспоминает композитор, - они моментально выпускали дополнительный тираж и план благополучно выполняли».
«Бременские музыканты» сделали супер-популярным Олега Анофриева, исполнившего главные мужские партии. За Осла с его знаменитым «Е, е-е, е-е» отвечал Анатолий Горохов (он также известен как исполнитель песни «Наша служба и опасна и трудна»), Принцессу спела Эльмира Жерздева.
Спустя четыре года вышла пластинка «По следам бременских музыкантов» (1973), ставшая еще более популярной, чем первая часть. Продолжение авторы написали потому, что «Бременских» хотели ставить в театре, а 20-минутного материала не хватало для полноценного спектакля. Премьеры мюзикла прошли в Москве и в Ленинграде, но записанные пластинки вновь попали «на полки» студии. Как говорят, помог случай – вмешался глава Союза композиторов и член ЦК Тихон Хренников. Для порядка покритиковав композитора, мол, мало серьезной музыки пишите, Геннадий Игоревич, Хренников заметил: «Против продолжения ничего не имею. Когда кормлю внука, тот требует, чтобы ему ставили только «Бременских музыкантов».
Во второй части все основные мужские партии (Трубадур, Гениальный сыщик, Атаманша) поет уже другой исполнитель – Муслим Магомаев. Серенаду «Луч солнца золотого» вот уже 40 с лишним лет пытаются петь очень многие, но лучше него этого так никто и не сделал.
Тема хиппи, молодых рокеров и прочих атрибутов «загнивающей западной культуры» после «Бременских музыкантов» вернулась еще в одном детском мюзикле. В 1975 году на экраны вышел фильм «Новогодние приключения Маши и Вити», а следом появилась пластинка «Маша и Витя против «Диких гитар». Вся лесная нечисть – Баба Яга, Леший, Кот Матвей – играют в ВИА со стильным и современным названием «Дикие гитары». Ансамбли того времени могли только позавидовать той вроде бы пародийной разухабистости, а на деле – настоящей рок-стилистике, которую смог себе позволить Гладков, изображая отрицательных персонажей. В «Маше и Вите» одно из лучших исполнений принадлежит самому Геннадию Гладкову, спевшего песенку Лешего.
В 70-годы вышло большинство самых знаменитых фильмов и спектаклей Гладкова, тогда же была написана музыка к знаменитым мультфильмам, в числе которых «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Ну, погоди» (песня Снегурочки), «Голубой щенок», мюзикл «Хоттабыч». Возможно, любовь к театру объясняет тот факт, что Гладков всегда предпочитал работать не с профессиональными вокалистами (за исключениями вроде Магомаева или Градского, которые лишь подтверждают правило), а с драматическими актерами. Результат всегда получался впечатляющим. Например, работы в мультфильме «Голубой щенок» Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского и Андрея Миронова – настоящие маленькие шедевры.
«В данном жанре человеку необязательно иметь голос – достаточно слуха», - объясняет композитор. – Разве у Армстронга был безупречный голос? А у французских шансонье? Тут важнее индивидуальный шарм». Такой шарм, на взгляд Гладкова, есть у Михаила Боярского, сыгравшего и спевшего самые разные характеры, созданные для него композитором: от сказочных персонажей (Кот Матвей, Пират) до романтических и драматических героев (Теодоро, Герцог Синяя Борода, Дон Сезар де Базан, Черный Джек).
В детском мюзикле «Хоттабыч», выпущенном фирмой «Мелодия» в виде музыкально-литературной сказки (1979), Боярский исполняет заглавную роль. Также здесь звучат голоса Олега Анофриева, Ирины Муравьевой, Александра Абдулова, Людмилы Гурченко и других известных актеров.
Сегодня Геннадий Гладков продолжает работать, хотя и не с такой интенсивностью как раньше. «Не стану кокетничать, - говорит маэстро. – Главное, что я мог сказать в музыке, я уже сказал. Сейчас возможны только повороты в сторону других жанров. Основное было сделано в семидесятые годы, когда были силы, был задор, было другое время». Впрочем, новое время не так уж жестоко к композитору – звучат его академические произведения (большой поклонник Гладкова Владимир Юровский включает их в свои филармонические концерты, и уже познакомил москвичей с балетом «Вий», мюзиклом «Обыкновенное чудо» и другими сочинениями), а музыка к фильмам и мюзиклам по-прежнему любима. Далеко не всегда люди могут назвать автора, а вот спеть «Ничего на свете лучше нету» или «Луч солнца золотого» и сегодня сможет практически любой. И не это ли для композитора главное?
Автор текста: Елена Чишковская
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015