К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору…»
П.И. Чайковский
Сегодня сложно представить себе, сколь много критических стрел было выпущено современниками Чайковского в его сторону. Одним его музыка казалась слишком «европейской», другим – чересчур «русской». Даже его великий современник Н.А. Римский-Корсаков утверждал, что балет «Щелкунчик» может лишь… «испортить вкус публики». «Излишне чувствительной», «сентиментальной» объявляли его музыку ретивые критики эпохи модерна, а представители «пролетарских музыкантов» и вовсе призывали «сбросить ее с корабля современности». Но время ставит все на свои места. Сегодня Чайковский звучит на всех континентах. Пристальный интерес вызывают интерпретации его произведений, будь это популярные шедевры или гораздо менее известные сочинения; растет и количество записей как признанных метров, так и молодых представителей музыкально-исполнительского искусства.
К 175-летию со дня рождения гениального русского композитора фирма «Мелодия» подготовила объемную подборку записей в цифровом формате. В ней представлено искусство крупнейших отечественных исполнителей ХХ века (Е. Светланова, Г. Рождественского, С. Рихтера, М. Ростроповича, Е. Образцовой, Квартета имени Бородина), полные собрания записей произведений отдельных жанров (балетов, симфоний, квартетов), включая редко звучащие даже на родине композитора сочинения…
В наследии Чайковского трудно выделить «главное» и «второстепенное». Есть, однако, произведения, которые присутствуют в репертуаре любого музыкального театра или хореографической труппы. Речь о трех балетах – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», которыми Чайковский открыл новую страницу в истории жанра, создав подлинно симфонические балетные партитуры; на концертной эстраде они получили столь же широкое распространение, как и на театральной сцене. Полные записи балетов Чайковского звучат в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова.
«Евгений Онегин» и «Пиковая дама»... Трудно найти в мире оперный театр, в афишах которого не было бы этих произведений, соединивших имена Пушкина и Чайковского. Для зарубежной публики именно они являются символом русской культуры. «Мелодия» предлагает вашему вниманию записи этих опер, осуществленные коллективом Большого театра СССР с участием прославленных певцов (И. Архиповой, Г. Вишневской, Т. Синявской, Т. Милашкиной, В. Левко, В. Атлантова, З. Анджапаридзе, Е. Нестеренко, Ю. Мазурка и других).
«Самой лирической из всех музыкальных форм» называл Чайковский симфонию. Первое сочинение в этом жанре – симфонию «Зимние грезы», овеянную поэзией русской природы, композитор создал в 26 лет, и она сразу заслужила любовь публики. Накануне смерти композитора впервые прозвучала последняя, Шестая («Патетическая») симфония. Подлинное признание ее трагической глубины пришло далеко не сразу. На протяжении ХХ столетия крупнейшие дирижеры представляли свои интерпретации симфонического наследия Чайковского. «Мелодия» предлагает слушателям два комплекта, записанные крупнейшими мастерами отечественного дирижерского искусства – Евгением Светлановым и Геннадием Рождественским.
В начале 1890-х гг. Чайковский был поглощен масштабным замыслом – программная симфония под названием «Жизнь», по его собственному признанию, должна была стать «завершением всей его симфонической карьеры». По разным причинам Чайковский охладел к этой симфонии и не закончил ее, использовав музыку в других сочинениях.
Восстановленная композитором и музыковедом С. Богатыревым, симфония была записана Госоркестром СССР под управлением Л. Гинзбурга.
На протяжении всей жизни обращался Чайковский и к камерному вокальному жанру. Свой первый романс он написал, будучи 17-летним студентом училища правоведения, вовсе не думавшим о музыкальной карьере. Однако, не достигнув еще 30 лет, он стал автором таких шедевров, как «Слеза дрожит», «Нет, только тот, кто знал», «Отчего?». Романсы были для Чайковского своеобразной творческой лабораторией – в них он впервые претворял в жизнь музыкальные идеи и образы, прежде чем раскрыть их в симфонических и оперных формах. Обладая тонким чувством поэзии, он вкладывал глубочайший смысл в «скромный» жанр романса, наполнял эмоциональной образностью стихотворения, принадлежащие поэтам даже весьма скромного дарования. Помимо сборника записей звезд оперной сцены ХХ века, «Мелодия» предлагает подборку вокальной лирики Чайковского в исполнении Елены Образцовой, а также запись, осуществленную в 2014 г. певцами нового поколения – Натальей Петрожицкой и Дмитрием Зуевым.
Трудно переоценить значение Чайковского в создании русской камерно-инструментальной традиции – его струнные квартеты и секстет «Воспоминание о Флоренции» обрели популярность еще при его жизни. На фирме «Мелодия» они были записаны в исполнении Квартета имени Бородина. Шедевр виолончельного концертного репертуара – «Вариации на тему рококо» – получил выдающегося интерпретатора в лице Мстислава Ростроповича.
Особое место занимали произведения Чайковского в репертуаре Святослава Рихтера – одного из величайших пианистов ХХ столетия. Рихтеровские интерпретации Первого фортепианного концерта (вместе с Заслуженным коллективом Республики, Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского), пьес цикла «Времена года» и отдельных фортепианных произведений, записанных в разные годы, и сегодня восхищают рельефной, «скульптурной» лепкой музыкальных образов в сочетании с теплотой лирической задушевности.
Духовная музыка Чайковского в течение долгого времени оставалась в тени другой части его композиторского наследия: только начиная с конца 1980-х гг. она стала известна более широкому кругу любителей музыки. Между тем, Чайковский, трепетно любивший красоту древнего церковного обряда, первым из великих русских композиторов положил на музыку полный текст православной литургии. Одним из первых ее исполнил и записал Камерный хор Министерства культуры СССР (сегодня – Государственная академическая симфоническая капелла России) под управлением Валерия Полянского.
Автор текста: Борис Мукосей
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015