К юбилею Алексея Рыбникова

16 Июля, 2015

МЕЛОДИЯ ЖИЗНИ АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА



Алексей Рыбников
 
 17 июля исполняется 70 лет Алексею Рыбникову – автору музыки более, чем к 100 фильмам, среди которых «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось», «Усатый нянь», «Большое космическое путешествие», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» и многие другие. В историю отечественного театра композитор вошел как автор известнейших советских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», постановки которых в Московском театре «Ленком» обрели статус культовых.
     Музыка Алексея Рыбникова, написанная несколько десятилетий назад, и сегодня остается современной и востребованной. Песни «Последняя поэма», «Ты мне веришь», «Затянулась бурой тиной», «Белый шиповник», «Ты меня на рассвете разбудишь» с удовольствием слушают и поют новые поколения детей и взрослых. В чем секрет их популярности? На этот вопрос дает ответ сам композитор: «Важна мелодия – это самая долговечная вещь на свете. Все остальное уходит, но если сочинена хорошая мелодия, она всегда может облечься в современные одежды и начать новую жизнь».
  Творческую судьбу Алексея Рыбникова определили его мама, мечтавшая, чтобы сын стал композитором, и классик советской музыки Арам Хачатурян. Он разглядел в сочинениях юного автора талант, который взялся развивать и пестовать в собственном классе Московской консерватории. Как и многие молодые композиторы, получившие академическое образование, Алексей Рыбников работал в жанрах серьезной классической музыки. А параллельно начал сочинять и для кино. Как он сам признавался, поначалу исключительно ради заработка: к моменту окончания консерватории у него уже была собственная семья. Первый серьезный успех принесла картина «Остров сокровищ» (1971 год). В 1975 году на экраны вышел детский фантастическо-приключенческий фильм «Большое космическое путешествие» 
 
(режиссер Валентин Селиванов). Роль Светы Ишеновой исполнила в нем 14-летняя Мила (Людмила) Берлинская – дочь знаменитого виолончелиста, основателя Квартета им. Бородина Валентина Берлинского, впоследствии отказавшаяся от карьеры в кино и ставшая известной пианисткой. Песни «Млечный путь» и «Ты мне веришь» в фильме исполнила Берлинская, и именно в этой версии они обрели самостоятельную от фильма бешеную популярность. Уже в год премьеры фирма «Мелодия» выпустила диск (хитом также стала инструментальная композиция «Голубая планета»), тираж которого превысил 100 тысяч экземпляров.

    К удивлению самого Рыбникова, он вдруг стал одним из самых известных «детских» композиторов. «Когда я учился в консерватории, детская музыка была для меня как какие-то бирюльки, совершенно неинтересное дело, - вспоминал в одном из интервью Алексей Львович. – Но когда она вдруг обернулась для меня фильмом «Остров сокровищ», а затем моей любимой сказкой «Буратино», к которой меня пригласили написать музыку, я не мог поверить своему счастью. Это была прямо перестройка психологии. Не то, чтобы я подстраивался под детское мышление, но появилось какое-то иное мировосприятие». 
    Вслед за «Большим космическим путешествием» последовали супер-успешные работы. Фильм «Приключения Буратино», вышедший в 1976 году, дал рождение десятку новых шлягеров, которые в фильме исполняли известные актеры и певцы: Рина Зеленая (романс Тортиллы), Нина Бродская («Кто доброй сказкой входит в дом»), Владимир Басов (песня Дуремара), Ролан Быков и Елена Санаева (песни лисы Алисы и кота Базилио), Ирина Понаровская (серенада Пьеро). После телепремьеры «Мелодия» выпустила сначала диск-миньон с несколькими песнями из фильма, а затем аудио-инсценировку Ларисы Закашанской «Невероятные приключения Буратино». Популярность фильма была так велика, что вскоре была записана и еще одна версия сказки под названием «Наш друг – Буратино» (1978 год), все музыкальные номера в котором прозвучали в исполнении грузинского детского вокально-инструментального ансамбля «Мзиури».

Купить в iTunes
    Музыка Алексея Рыбникова, написанная для кино и мультфильмов, а также для оригинальных театральных постановок и инсценировок, в 70-е и 80-е годы выпускалась фирмой «Мелодия» с завидной регулярностью. И всегда затраты на запись и выход дисков окупались сполна. И у детской, и у взрослой аудитории неизменным успехом пользовались пластинки «Волк и семеро козлят на новый лад» (с песнями из одноименного мультфильма), инсценировка сказки Андерсена «Соловей, принцесса и горшок каши», аудио-спектакль по Киплингу «Кошка, гулявшая сама по себе», «Сказка о четырех близнецах». Но, конечно, мало что могло сравниться с «бумом», который сопровождал выход двух двойных альбомов – рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось».  


    Художественному руководителю театра им. Ленинского комсомола режиссеру Марку Захарову Алексея Рыбникова порекомендовал поэт Юрий Энтин. Драматический сюжет о легендарном разбойнике эпохи золотой лихорадки Хоакине Мурьете, которого поэтически воспел Пабло Неруда, показался музыканту привлекательным. В тот момент Рыбников был всерьез увлечен идеей создания рок-оперы, испытывая влияние прогремевшего на весь мир мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Определение «рок-опера» для своих сочинений композитор считал и считает более точным, чем «мюзикл». «Мюзикл – это шампанское с пирожным, а рок-опера – водка с черным хлебом, - объясняет он. – Рок-опера предполагает более глубокий и трагический сюжет, она тяжелее по ритмике, форме, манере пения». Именно таким и получился спектакль, созданный в абсолютно новаторской для советских времен стилистике, воплощенной рок-группой «Аракс». Разумеется, чиновники запретили постановку. После долгих проволочек в мае 1976 года «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» все же увидела свет и тут же стала абсолютным хитом, прославив и труппу «Ленкома» (роль Смерти исполнял Николай Караченцов, Хоакина – Александр Абдулов), и авторов – композитора Алексея Рыбникова и поэта Павла Грушко, создавшего перевод кантаты Неруды. Спектакль 17 сезонов входил в репертуар театра - он был показан 1050 раз.
      На волне успеха было решено выпустить двойной альбом, к записи которого на «Мелодии» приступили исполнители главных ролей. Однако вскоре выяснилось, что без визуального ряда и драматической игры их пение не производит должного эффекта. Поэтому композитором были найдены профессиональные вокалисты, с которыми и был записан эталонный вариант рок-оперы. Певец и педагог по вокалу Геннадий Трофимов спел Мурьету и Смерть, Жанна Рождественская – Тересу и Звезду. 

    Вторая рок-опера «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского также создавалась для «Ленкома», однако запись ее практически с тем же составом (Геннадий Трофимов, Жанна Рождественская, Феликс Иванов) была осуществлена раньше, чем появился спектакль. По воспоминаниям композитора, уже готовое произведение Марк Захаров никак не мог решиться принять к постановке – православные песнопения и молитвы в сочетании с новомодной электроникой и элементами рок-музыки по тем временам считались чуть ли не идеологической диверсией, и режиссер колебался. Сделать запись предложила редактор фирмы «Мелодия» Евгения Лозинская. Первое публичное прослушивание состоялось в церкви Покрова на Филях в декабре 1980 года. Но лишь спустя три года, уже после премьеры спектакля, который «Ленком» готовился показать в Париже, запись наконец-то увидела свет. И тут же стала еще одним безоговорочным бестселлером – все дополнительные тиражи моментально сметались с прилавков.

  Безимени-4-4.jpg

      В 1989 году общий тираж проданных пластинок с музыкой Алексея Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров, и фирма «Мелодия» наградила композитора «золотым диском». К своему 50-летию, которое отмечалось в 2014 году, «Мелодия» выпустила серию виниловых альбомов. Ее составили записи, ставшие гордостью и «визитной карточкой» «Мелодии». В их числе была и рок-опера «Юнона и Авось».

658404c49440ba420cdb0ac63505eb6a.jpg
   Сегодня Алексей Львович реже работает в кино, когда-то бывшим, по его собственному признанию, «творческой лабораторией». Его нынешняя композиторская деятельность сосредоточена на жанрах симфонической и духовной музыки, основой которой остается мелодическая составляющая. Много времени и внимания он уделяет собственной театральной труппе, которая существует с 1987 года и в которой работают профессиональные певцы. С ней была когда-то представлена мистерия «Литургия оглашенных», с ней же Алексей Рыбников вот уже много лет подряд осуществляет постановки своих знаменитых произведений. В честь 70-летия авторскую версию «Юноны и Авось» в июне театр сыграл в Crocus City Hall (постановкой отметили и 35-летие записи). На вопрос о том, часто ли его – титулованного мэтра – охватывают сомнения в процессе работы, Рыбников с улыбкой отвечает, что сомнения - это и есть счастье. «Ведь пока находишься в творческом поиске – ты жив», - говорит композитор. А значит, поклонникам Алексея Рыбникова не о чем беспокоится, ведь в планах у юбиляра – множество новых проектов. Среди них: съемка фильма «Дух Соноры» - полностью переосмысленной версии рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», в которой композитор впервые выступит в роли кинорежиссера, а также премьера произведения на духовные темы «Тишайшая молитва».
9.JPG




Автор текста Елена Чишковская

ФГУП «Фирма Мелодия», 2015

вернуться ко всем событиям