К 150-летию Александра Константиновича Глазунова

7 Августа, 2015

САМСОН РУССКОЙ МУЗЫКИ


13073012.jpg
    10 августа исполняется 150 лет со дня рождения Александра Константиновича Глазунова – композитора рубежа XIX –XX веков, чье творчество синтезировало главные черты петербургской и московской ветвей русской композиторской школы: эпические традиции композиторов «Могучей кучки» и лирико-драматическую линию музыки Чайковского.
    В историю отечественной музыкальной культуры Глазунов вошел как видный общественно-музыкальный деятель и выдающийся директор Петербургской консерватории. Совместно с Римским-Корсаковым он завершил оперу «Князь Игорь» и по памяти записал первую часть Третьей симфонии Бородина, участвовал в подготовке к печати произведений Глинки. Как дирижер стал одним из выдающихся пропагандистов русской музыки за рубежом. Долгие годы Глазунов был членом Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, являясь, наряду с Римским-Корсаковым и Лядовым, одной из самых авторитетных и влиятельных фигур в музыкальной жизни Петербурга. Более тридцати лет он преподавал в Петербургской консерватории. Заняв пост директора после Октябрьской революции 1917 года, он сумел наладить отношения с новой властью и сохранить престиж и статус учебного заведения. В 1922 году к сорокалетию творческой деятельности Глазунову даже было присвоено звание народного артиста   Республики. В годы разрухи он оказал поддержку наиболее талантливым студентам, в числе которых был Дмитрий Шостакович.
        При невероятной общественной занятости Александр Глазунов как композитор работал с большой интенсивностью – его творческое наследие огромно. Критик Владимир Стасов, называвший Глазунова «Русским Самсоном» и «Орлом Константиновичем», так определял ведущие черты его музыки: «Неимоверно широкий размах, сила, вдохновение, светлость могучего настроения, чудесная красота, роскошная фантазия, иногда юмор, элегичность, страстность и всегда – изумительная ясность и свобода формы». 
       Музыка Глазунова является частью «золотого фонда» исполнительского репертуара. Симфонические произведения вошли в знаменитую коллекцию записей Госоркестра СССР под управлением Евгения Светланова «Антология русской симфонической музыки». Запись полного комплекта из восьми симфоний осуществил с Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР другой выдающийся советский и русский дирижер – Геннадий Рождественский. Эталонные трактовки инструментальных и камерных произведений представлены в записях лучших солистов XX столетия – Мстислава Ростроповича, Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха.
02.jpg
 
       Фирма «Мелодия» выбрала несколько наиболее популярных и пользующихся любовью у слушателей всего мира сочинений Александра Глазунова.

Концерт для скрипки с оркестром ля минор
      Глазунов неоднократно обращался к жанру инструментального концерта: им написаны два концерта для фортепиано, по одному – для виолончели (Concerto ballata) и альт-саксофона. Но ни один из них не может сравниться по популярности со скрипичным концертом, созданным в 1904 году. Сочинение композитор посвятил профессору Петербургской консерватории Леопольду Ауэру, который и сыграл мировую премьеру в Петербурге под управлением автора. Первые исполнения вызывали двойственные впечатления: критики считали, что концерт недостаточно виртуозен. Между тем, автор сознательно отошел от внешнего блеска, сделав акцент на лирике. Это, впрочем, вовсе не означало, что концерт не представлял технических сложностей для солиста, особенно в труднейшей сольной каденции. Как бы то ни было, очень скоро произведение завоевало любовь слушателей. Его играли выдающиеся скрипачи того времени, такие как Ефрем Цимбалист и Александр Могилевский. Одним из лучших исполнителей концерта в СССР был Давид Ойстрах. Его трактовку этого сочинения и сегодня многие меломаны считают классической.
 

Купить в iTunes

Соната для фортепиано № 2
       В области камерной музыки Глазунову принадлежит большое количество самых разнообразных сочинений, в числе которых: семь струнных квартетов, струнный квинтет, «Новинки» и «Элегия памяти Беляева» для струнного квартета, квартет для четырех саксофонов, пьесы для различных инструментов, две фортепианные сонаты. 
      «Образцом глазуновского камерного стиля» критик Борис Асафьев считал Вторую фортепианную сонату, созданную в 1901 году. Романтическая патетика соединилась в ней с ясной конструкцией и полифоническим мышлением. Сонату с восторгом встретили друзья композитора – самые известные в музыкальном Петербурге фигуры. «Скажу вам, - писал Глазунову Римский-Корсаков, - что уехал от вас с впечатлением от вашей сонаты такого роду, что несколько дней не мог и не хотел приняться за что-либо свое. Это превосходное произведение и по содержанию и по виртуозной законченности форм и техники». В оценке сонаты Глазунова оказались единодушны и обычно не совпадавшие во мнениях Стасов и Ларош. Восторги друзей композитора можно разделить без всяких сомнений, услышав интерпретацию Эмиля Гилельса. 

Купить в iTunes

Балет «Раймонда»
      Являясь в целом продолжателем традиций композиторов «Могучей кучки» и Чайковского, Глазунов совершенно не испытывал тяги к оперному жанру – он не написал ни одной оперы. Зато балетную музыку сочинял очень охотно. Ему принадлежат балеты «Барышня-служанка», «Времена года», несколько хореографических сцен, и, конечно, «Раймонда». С момента премьеры в 1898 году это название было представлено на лучших сценах мира в постановках ведущих хореографов (от Петипа до Баланчина и Григоровича). И по сей день «Раймонда» остается одной из «визитных карточек» русского классического балета. 
     В ее музыке сочетаются великолепные мелодии, яркая образность и драматургическая целостность (в данном случае композитор продолжает заложенные Чайковским традиции симфонизации жанра). Некоторые номера балета получили известность и вне связи с театром. Одна из самых красивых лирических миниатюр в истории музыки – Антракт ко второй картине 1 действия – часто звучит в концертах и является одним из популярнейших классических шлягеров.

Купить в iTunes                                                   Купить CD

Симфония № 5
      Масштабные произведения, созданные для большого оркестра – основная часть творческого наследия Александра Глазунова. Композитор был мастером крупных форм, он создавал большие циклы и развернутые одночастные программные произведения. Свою первую симфонию Глазунов написал в 16 лет, и день ее премьеры Римский-Корсаков назвал «великим праздником для всех петербургских музыкантов». 
   Пятая симфония, созданная в 1895 году, – пример зрелого и окончательно сформировавшегося авторского стиля, представляющего органичный сплав лирических мелодий, полифонического мышления, широкого размаха и монументальности русского эпоса, филигранной отделки оркестровых деталей, ясности и прозрачности формы. Пятая симфония принадлежит к числу лучших сочинений Александра Глазунова и отражает главную художественную идею его творчества – идею красоты и конечной справедливости жизни, преобладания благородного и прекрасного начала над волнениями и страданиями. «Разлада в музыке Глазунова нет. Она – уравновешенное воплощение жизненных настроений и ощущений, выраженных в звуке», - писал Борис Асафьев. Отсутствие острых конфликтов возмещается строгостью формы, неистощимой фантазией автора в работе с многочисленными темами, разнообразием и красочностью оркестровки.


a12fe6f414fdf394c9c53cf20f7.jpg

Купить в iTunes                                                   Купить CD




Автор текста Елена Чишковская
ФГУП «Фирма Мелодия», 2015







Наверх страницы