Симфония не для всех: для кого в России звучит классическая музыка

10 Декабря, 2015
^BC976A8AC04B0023C2B2FE1E4F74E4CC935D4AD3B290B24947^pimgpsh_fullsize_distr.jpg
   Несмотря на то, что Россия – родина великих композиторов и гениальных исполнителей классической музыки, это направление искусства в нашей стране в последние десятилетия считается уделом элиты и высокообразованных людей, или же пережитком советского академизма – отголоска музыкального образования дворян. 
   Михаил Казиник в книге «Тайны гениев» описывает, как 11-летняя пансионерка Московской Ржевской гимназии просила своего дядюшку показать, что написано на медальоне, который тот всегда носил на груди. Когда дядюшка открыл медальон, то девочка увидела, что там изображена нотная линейка и четыре ноты: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка воскликнула: «Я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: “Я люблю вас”». Девочка, увидев четыре ноты, пропела их про себя и узнала ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которое начинается словами «Я люблю вас». Казиник подчеркивает, что девочка училась в начальных классах обычной русской гимназии, а не в престижной музыкальной школе. 
   Сейчас такой уровень музыкальной эрудиции можно встретить разве что у профессионалов, посвятивших музыке всю жизнь. Впрочем, во многом ответственность за низкий уровень музыкальной культуры лежит на телеканалах, пестрящих крикливыми ток-шоу и обилием поп-музыки.
   «Качество большинства программ вызывает в лучшем случае жалкую улыбку, чаще - возмущение. И когда вдруг там появляется передача познавательная или какой-то классический концерт, это всё тонет в общем океане грязи», - говорит художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Speakercom спросил музыкантов и экспертов, что нужно сделать, чтобы приобщить широкие массы к классической музыке.
   
   Андрей Борисович Кричевский Генеральный директор ФГУП «Фирма Мелодия»: 
   80% продаж «Мелодии» приходится на классическую музыку. За последний год продажи не сократились, мы даже отметили небольшой рост, что не может не радовать. С одной стороны, увеличение продаж происходит благодаря появлению новых классических релизов современных исполнителей: Хиблы Герзмава, Лукаса Генюшаса, Артема Дервоеда, с другой ‒ благодаря выпуску лимитированных изданий, таких как бокс (50 CD) к столетию Рихтера. Первый тираж ‒1000 копий ‒ мы продали за один месяц, причем 500 боксов пришлось на западную дистрибуцию и 500 копий мы реализовали среди российских меломанов. Классическая музыка ‒ основа музыкального образования. Но интерес к чему бы то ни было невозможно создать искусственно. Русская исполнительская школа по праву считается одной из лучших в мире, выпуская альбомы молодых исполнителей, мы пропагандируем классическую музыку, привлекаем в залы молодую аудиторию. «Широкие массы» можно увидеть в Московской консерватории, зале Чайковского, Доме музыки. У классики есть своя аудитория и, поверьте, она достаточно активна, и велика. Я бы не стал выделять классическую музыку в особый, сложный для восприятия вид. Существуют замечательные канал и радио «Культура», радио «Орфей». Безусловно, у жителей больших городов есть возможность выбора, поэтому я бы сосредоточил внимание на регионах (и в этом случае телевидение и радио нам в помощь), а также уделял больше внимания музыкальному образованию. Это важно. На следующей неделе в Санкт-Петербурге состоится Культурный форум. Отдельная секция посвящена музыке, в дни Форума пройдет конференция о перспективах развития профессионального музыкального образования, на повестке дня и вопрос об использовании инновационных методов привлечения зрителей в концертные залы, использования городского пространства, а также реализации литературно-музыкальных проектов. Как говорил Ницше: «Без музыки наша жизнь была бы ошибкой».

Наверх страницы