Александр Сладковский: "Малер – та ступень, без которой невозможен Шостакович"
Старейшая фирма звукозаписи "Мелодия" запланировала на осень релиз на трех дисках всех инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича с участием лауреатов международного конкурса имени Чайковского. К проекту, инициированному генеральным директором "Мелодии" Андреем Кричевским, привлечен Государственный симфонический оркестр республики Татарстан и его художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский. У коллектива будет еще два релиза, первый (весна 2017 года) из которых посвящен Малеру, причем включает как современное видение трех партитур симфоний, так и представленное в свое время Кириллом Кондрашиным. Второй – записи всего симфонического наследия Шостаковича, всех пятнадцати симфоний на десяти CD. Журналист m24.ru Юлия Чечикова встретилась с Александром Сладковским и расспросила музыканта об этих масштабных проектах.
– Александр Витальевич, расскажите, как симфонии Малера в исполнении возглавляемого вами Госоркестра республики Татарстан оказались в одном боксе с архивными записями того же композитора в интерпретации Кирилла Петровича Кондрашина? Кто выступил с инициативой такого необычного релиза?
– Мне трудно сказать, чья это была идея… Дело в том, что у "Мелодии" есть множество хороших записей, которые известны только очень узкому кругу. Если на Youtube вы захотите найти "Богатырскую симфонию" Бородина, то обратите внимание, что количество просмотров у версии Евгения Светланова в сотни раз меньше, чем у Карлоса Клайбера. Я обожаю Клайбера с его темпераментом, и мне очень близко то, что он делал, но "Богатырскую" симфонию, на мой взгляд, он не осилил. Светланов, в моем понимании, ее исполнил эталонно. Уверен, что он опирался на опыт своих учителей – Малько, Гаука, Голованова. Что касается записей Кондрашина, то широкой публикой они не востребованы… Кто помнит, что Кирилл Петрович гениально исполнял Малера? Страна должна знать своих героев. В свое время имя Кондрашина было запрещено, вымарано, что было связано с его решением покинуть Советский Союз. Так что предстоящий релиз – маленький шаг к восстановлению исторической справедливости.
– Кирилл Петрович, несмотря на принадлежность к отечественной дирижерской школе, исполнял музыку западных композиторов, что называется, без стилистических "примесей"…
– Если дирижер берется за симфонии Малера, то они и должны звучать соответствующим образом – это вопросы стиля, продиктованные, в том числе, уровнем внутренней культуры. Что такое владение стилем? Это понимание специфики той или иной эпохи. Если мы говорим, к примеру, о фламандской живописи, то, естественно, она не может быть исполнена в технике пуантилизма. Все имеет свои пропорции, особенности как в цвете, свете, тени, перспективе и так далее. Понимание стиля напрямую связано с внутренней культурой. А что понимать под определением "культура"? Чувство меры. Излишний рев, вибрация у групп струнных недопустимы, когда речь идет о музыке конкретных эпох. Советским оркестрам далеко не всегда удавалось следовать этому принципу. Поэтому, когда они выступали в Вене с австрийским репертуаром, с "Рейнской" симфонией, местные газеты писали, что это были, скорее, "волжские симфонии". А Кондрашин обладал потрясающим чувством стиля, чутьем, был могучим русским дирижером, всегда стоял особняком, с точки зрения исторического опыта, совершенно не вписывался в советскую систему.