Фирма «Мелодия» представляет антологию исполнительского наследия Эмиля Гилельса – одного из величайших пианистов ХХ века, чье 100-летие музыкальный мир отмечает в 2016 году.
В 1933 году юноша из одесской консерватории участвовал во Всесоюзном конкурсе в Москве, его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы: зал приветствовал его стоя, незнакомые люди поздравляли друг друга с появлением гения. Пять лет спустя столь же безоговорочную победу Гилельс одержал на Международном конкурсе в Брюсселе.
После Второй мировой войны, в период наибольшего обострения отношений между Советским Союзом и Западом, Гилельс прорвал железный занавес и навсегда покорил зарубежную публику. На протяжении полувека продолжалась его непрерывная концертная деятельность. Искусство пианиста постоянно развивалось – расширялся репертуар, углублялись трактовки уже не раз исполненных произведений, порой неожиданные прочтения получали известные и «заигранные» другими пианистами сочинения.
Юбилейное издание фирмы «Мелодия», состоящее из 50 дисков, охватывает практически весь творческий путь Гилельса – от первой студийной записи 1935 г. (Фантазия Ф. Листа на темы из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, которой юный Гилельс произвел фурор на Первом Всесоюзном конкурсе) до последнего выступления артиста в Москве в январе 1984 г. (Соната «Hammerklavier» Л. Бетховена – одно из труднейших сочинений фортепианной литературы).
Фото из семейного архива Эмиля Гилельса
Бóльшая часть комплекта состоит из концертных трансляций, представляющих обширнейший репертуар Гилельса – от Д. Скарлатти и И.С. Баха до Д. Шостаковича и И. Стравинского, в том числе интерпретации, никогда не издававшиеся ранее – Венгерский танец И. Брамса № 1, Чакона Г.Ф. Генделя, Скерцо А. Бородина, вторая «Арабеска» К. Дебюсси, этюд «Вечерние гармонии» Ф. Листа, Первая соната А. Скрябина и некоторые другие. Особого внимания заслуживают записи «Andante spianato и Большого блестящего полонеза» для фортепиано с оркестром Ф. Шопена, Четвертого концерта С. Рахманинова, «Симфонических вариаций» С. Франка.
Искусство Гилельса-ансамблиста представлено совместными выступлениями с крупнейшими мастерами советского исполнительского искусства – Леонидом Коганом, Мстиславом Ростроповичем, Рудольфом Баршаем; отдельного упоминания заслуживают записи с сестрой – замечательной скрипачкой, ученицей П. Столярского Елизаветой Гилельс. Среди камерно-ансамблевых записей также есть подлинные раритеты: Фортепианный квартет Г. Форе, Трио А. Алябьева, Соната Ц. Кюи для скрипки и фортепиано.
Эмиль Гилельс играл с лучшими оркестрами мира, в данном издании Гилельсу аккомпанируют оркестры под управлением выдающихся дирижеров нашей страны – Константина Иванова, Кирилла Кондрашина, Рудольфа Баршая, Евгения Светланова.
Эмиль Гилельс – один из немногих – имел в репертуаре все три фортепианных концерта П.И. Чайковского, записи которых представлены в издании (следует указать на две малоизвестных записи Первого концерта – 1949 и 1951 гг.). Достойна внимания также запись репетиции Концерта № 3 в сопровождении ГАСО под управлением Е. Светланова.
Издание выполнено в виде кашированной коробки из твердого картона с крышкой. Содержит 50 компакт-дисков, буклет в твердом переплете на четырех языках (русском, английском, немецком и французском), постер с фотографией Эмиля Гилельса. Буклет включает тексты, написанные знаменитыми пианистами – Валерием Афанасьевым и Евгением Кисиным. Каждому экземпляру издания присвоен персональный коллекционный номер.
Благодаря филигранной работе звукорежиссеров-реставраторов фирмы «Мелодия» общественным достоянием станут ранее не издававшиеся записи Э. Гилельса. Среди них интерпретации русских и советских композиторов:
Сергей Рахманинов
Музыкальный момент № 5 Ре-бемоль мажор, соч. 16
Запись с концерта 21 декабря 1949 г.
Сергей Прокофьев
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», соч. 33ter
Запись с концерта 3 марта 1950 г.
Дмитрий Шостакович
Прелюдия и фуга № 5 Ре мажор из цикла «24 прелюдии и фуги», соч. 87
Запись с концерта 5 января 1952 г.
Александр Скрябин
Соната для фортепиано № 1 фа минор, соч. 6
III. Presto
Запись с концерта 5 января 1952 г.
Игорь Стравинский
«Русская» из балета «Петрушка», соч. 1911 г. (обр. И. Стравинского)
Запись с концерта 22 января 1959 г.
Цифровой альбом избранных записей «
Emil Gilels 100. Essential», созданный на основе издания, доступен для скачивания в iTunes и потокового прослушивания в Apple Music.