АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ: КАК КОЛЛЕКЦИОННЫЕ БОКСЫ И ITUNES ПОМОГАЮТ «МЕЛОДИИ»

25 Апреля, 2019

Старейший в России музыкальный лейбл «Мелодия» стал меньше зарабатывать на продаже дисков из-за падения спроса на физические носители, однако планирует активнее зазвучать и заработать в российских социальных сетях. Кроме того, компания может начать продажи музыки на бобинах: ленты могут обрести вторую жизнь, как пластинки. Об этом в интервью «Музыкальной жизни» сообщил Андрей Кричевский – ​генеральный директор АО «Фирма Мелодия». Он также рассказал об архивных находках, борьбе с пиратством и финансировании независимой музыки. 


«ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА»:

УНИКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ ПРИ ОЦИФРОВКЕ АРХИВА – ОЙСТРАХ, ЛИСИЦИАН, АФАНАСЬЕВ


ТП «Мелодия» – это в первую очередь наследие. Вы возглавили госкомпанию в 2011 году с планом оцифровки архива и налаживания продаж. В архиве более 93 тысяч аналоговых лент, и пять лет назад из них были оцифрованы 50%, сколько сегодня? 


АК Около 80%. Мы почти закончили. Мы сначала брали самое актуальное, с нашей точки зрения, и отлично сохранившееся, затем – то, что находится в среднем состоянии, и напоследок оставили самую тяжелую работу. Сейчас в основном остались неоцифрованными не самые интересные вещи. Бывают, конечно, чудеса, и в этих остатках случаются удивительные находки, но такие сюрпризы довольно редки. К примеру, на ленте неожиданно обнаружилась неизвестная песня Иосифа Кобзона, она была даже без названия, мы тогда связались с артистом и вместе, спустя десятилетия после записи песни, придумали название – «Нет, не прошла весна», теперь она доступна в iTunes. Недавно среди записей Павла Лисициана обнаружилась пленка с записью 1949 года, на которой целиком звучит редко исполняемая опера Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», этот релиз выпустим весной. Даже у таких великих исполнителей, как Давид Ойстрах, до сих пор находим неизданные записи, например, концерт с Фридой Бауэр, недавно выпущенный в юбилейном издании. При подготовке издания к юбилею Сергея Рахманинова обнаружилось немало интересного, в том числе, и нечто мистическое: оказалось, что труднейшую Первую сонату Рахманинова записали считанные пианисты (среди них, например, Виктор Ересько, Бэлла Давидович), но пленки этих исполнений были либо утрачены, либо частично размагничены. Поэтому нам пришлось записывать это произведение заново! Мы нашли неизданный концерт Эдисона Денисова, который выпустим в юбилейный год композитора. Многие записи ожидают своего «часа» почти полвека: так, например, обнаруженные недавно первые (и ставшие последними для «Мелодии») записи замечательного пианиста Валерия Афанасьева, покинувшего Россию в 1972 году. 


ТП Всего у вас 239 тысяч позиций в архиве, но почему на сайте «Мелодии» и той же «Яндекс. Музыке» выложено только 600–700 ваших альбомов? Это менее 1% от числа лент. 


АК 239 тысяч – это включая 133 тысячи пластинок, а также больше тысячи U‑matic-видеолент, на которые записывался звук. То, что есть на лентах, значительно пересекается с содержанием пластинок, а к пластинкам мы пока, честно сказать, не приступали.
По поводу количества релизов. Вы имейте в виду, что после оцифровки каждый релиз нужно красиво оформить, наполнить метаданными и «упаковать» для продажи – причем совсем не обязательно в цифровом формате. Нужно формировать альбомы, которые создают определенное настроение, имеют смысловое наполнение. Кроме того, перед повторной публикацией записи нужно провести юридическую работу. В общем, мы делаем упор не на количество, а на качество дистрибуции. 


ТП Но от объема активного каталога напрямую зависят доходы. 


АК Не сказал бы. Люди все равно слушают музыку по большей части популярную и которую они уже раньше слышали. Весь каталог «Мелодии» вы слушать не будете, так как большинство авторов-исполнителей вы не знаете. Плюс в каталоге много записей, сделанных в качестве государственного заказа советской эпохи, в том числе речевки, методические пособия, трибунные выступления, речи вождей.
И даже если исполнитель известный, например, Анна Герман, ее песни нет смысла выкладывать по одной. Команда «Мелодии» создает красивый понятный продукт, который «зайдет» на рынок, нет задачи сделать поток. Какой пласт отечественного населения еще помнит и понимает советскую музыку? Он невелик и не очень-то активен в онлайн-потреблении. 


ТП Пенсионеров же 40 миллионов, они сидят в «Одноклассниках». 


АК Эта соцсеть – не лучшая платформа для продвижения музыки. VK чуть получше, но обе эти соцсети пока недостаточно работают с продвижением музыки, по крайней мере, нашей.
С каталогом «Мелодии» надо очень аккуратно работать: если вывалишь массой, то потеряешь возможность потом из этого комплектовать лимитированные издания: мы сейчас делаем много уникальных сборников. Скажем, юбилейный бокс к столетию Святослава Рихтера из 50 дисков был выпущен вначале тысячным тиражом, а затем из-за потребительского ажиотажа бокс был допечатан в таком же объеме. Этот продукт 2015 года был очень быстро раскуплен, и мы заработали гораздо больше, чем если бы выложили все только в сеть [коллекция выпущена тиражом 2000 экземпляров по 10–13 тысяч рублей за комплект. – Прим. «МЖ»].


Читать интервью полностью на сайте «Музыкальной жизни»

Наверх страницы