В новогодние праздники портал «Культура.РФ» представляет масштабный специальный проект, посвященный легендарному балету Петра Чайковского, «Щелкунчик»: путешествие во времени».
На странице «Щелкунчик»: путешествие во времени» можно услышать, как музыка Чайковского звучит в интерпретации оркестра Ленинградской филармонии (дирижер – Евгений Мравинский), Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (дирижер – Владимир Федосеев), оркестра Большого театра (дирижер – Геннадий Рождественский), Государственного симфонического оркестра СССР (дирижер – Евгений Светланов), оркестра Ленинградского академического театра имени С. Кирова под управлением Валерия Гергиева, а также в исполнении Михаила Плетнёва (фортепиано).
Для детей есть специальный раздел, где представлена музыкально-литературная композиция по сказке Э.Т.А. Гофмана с музыкой П.И. Чайковского (текст читают А. Кторов, П. Массальский и В. Сперантова). Эти и другие редкие аудиозаписи, посвященные балету, собрала для проекта «Фирма Мелодия».
Искусствоведы, сотрудники музеев и театров и эксперты портала рассказывают историю легендарного новогоднего балета. Посетители портала узнают, как рождался самый новогодний балет: какую историю на самом деле хотел рассказать автор либретто балетмейстер Мариус Петипа, за что извинялся перед Петром Чайковским директор Императорских театров, почему композитору тяжело давалась работа над музыкой для «Щелкунчика» и что он ревностно скрывал от своих коллег. Историю создания балета рассказал ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки Александр Комаров.
Проект раскрывает эволюцию «Щелкунчика» на отечественной и зарубежной сцене. Читатели увидят фотографии и видеозаписи постановок балета от премьеры в 1892 году до наших дней. Уникальные архивные фотоматериалы для проекта предоставил ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.
В проекте приняли участие и известные исполнители партии Щелкунчика: премьеры Большого театра Артемий Беляков и Артем Овчаренко поделились с порталом «Культура.РФ» своими воспоминаниями о первом просмотре «Щелкунчика» и первом выходе на сцену в образе сказочного принца, а также о курьезных случаях, которые происходят во время представлений.