Трижды о Чайковском

Трижды о Чайковском
19 Февраля, 2020
П.И. Чайковский 
«Мазепа»
Мелодия 

В фондах «Мелодии» хранятся несколько записей оперы «Мазепа» Чайковского, каждая из которых отмечена участием выдающихся музыкантов. Предлагаемая запись была осуществлена в рамках грандиозного проекта «Полное собрание сочинений Чайковского в грамзаписи». В ней участвуют Владимир Валайтис, Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Евгений Нестеренко, Владислав Пьявко и другие знаменитые солисты Большого театра. 

Среди девяти опер Петра Ильича «Мазепа» занимает особое положение. В 1881 году композитор увлекся сюжетом поэмы Пушкина «Полтава», в которой драматические события петровской эпохи и история предательства украинского гетмана Мазепы переплетаются с коллизией взаимоотношений Мазепы и семьи Кочубея. Но ни одно крупное сочинение не давалось композитору ценой таких сомнений и колоссального труда. 

Несколько раз Чайковский бросал начатое, переделывал либретто, и лишь два года спустя опера была закончена. При жизни Петра Ильича «Мазепу» ждал более чем скромный успех: сказать, что оперу не поняли, — значит ничего не сказать. Недаром это творение считается одним из самых трагических и сложнейших произведений великого русского композитора. Лишь в ХХ столетии раскрылось неповторимое своеобразие сочинения — величественного и неотразимого, но чрезвычайно сложного для воплощения на сцене. 

В «Мазепе» акценты смещены в сторону личной драмы: любовь юной Марии к старому гетману у Чайковского сродни демоническому року. Всё здесь как будто неподвластно логике восприятия обычного слушателя: сольные и ансамблевые сцены чередуются с масштабными эпическими хоровыми картинами. Подлинной кульминацией произведения является финал второго действия — сцена казни Кочубея. Многие музыковеды сходятся во мнении, что эта сцена — одна из вершин русской оперной драматургии XIX столетия.

Эта архивная запись на трех CD, осуществленная коллективом Большого театра СССР, под руководством знаменитого дирижера Фуата Мансурова, выпускается у нас впервые.

Alexander Tchaikovsky
«Vocal Cycles»
Мелодия

Александр Чайковский — один из ведущих представителей отечественного композиторского искусства послевоенного поколения. Профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, член жюри престижных композиторских конкурсов, он успешно совмещает музыкально-общественную деятельность с активной композиторской работой в широком спектре жанров. Будучи учеником Тихона Хренникова, Александр Чайковский остается верен русской классической традиции, на протяжении всего композиторского пути обращаясь к вокальной лирике.

Диск отражает полувековой путь развития песенно-романсового творчества композитора. Получилась своего рода антология: юношеский, написанный в консерваторские годы цикл «Французские песни-баллады» (в переводе И. Эренбурга); «Вокальный цикл на стихи русских поэтов» (А. Блока, И. Бродского, С. Есенина, Б. Ахмадулиной), посвященный выдающейся певице Ольге Бородиной; вокальный цикл «К жене» на слова Олега Григорьева.

Главная особенность издания в том, что авторская индивидуальность Александра Чайковского, более известного операми, симфониями и инструментальными концертами, здесь предстает в ином, лирико-психологическом свете.

Представленные на обозреваемом CD вокальные циклы Александра Чайковского записаны с участием ведущих представителей вокального искусства нового поколения: солистки Академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Петрожицкой, солистки Михайловского театра Олеси Петровой и солиста Большого театра, заслуженного артиста России Петра Мигунова. В ансамбле с певцами — признанный мастер-исполнитель современной академической музыки, заслуженный артист России, пианист Алексей Гориболь. 

Dmitry Masleev
«Rapid Movement» 
Мелодия

«Безусловное открытие, блестящий пианист!» — так оценил молодого коллегу известный российский пианист, заслуженный артист РФ Борис Березовский. Уроженец Улан-Удэ, выпускник Московской консерватории и Международной фортепианной академии на озере Комо в Италии, Дмитрий Маслеев получил широкую известность после триумфальной победы в Москве на конкурсе имени Чайковского в 2015 году. Последовавшие за состязанием гастроли принесли пианисту мировое признание, в 2017-м пианист с успехом дебютировал в Карнеги-холле.

Если первый диск Маслеева, попавший в чарты Spotify Top Classical–2017 и получивший престижную немецкую премию Preis der Deutschen Schallplattenkritik, включал в себя сольные произведения Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича, то на этот раз пианист выступает с оркестром Красноярской филармонии — коллективом европейского уровня (дирижер Владимир Ланде). В программе диска, получившего название «Быстрое движение», — первый концерт Дмитрия Шостаковича, Концертная сюита Александра Цфасмана и второй концерт Николая Капустина.

Звукорежиссером фонограммы выступил Алексей Барашкин. Запись совсем свежая, датируется 2019 годом.
Наверх страницы