К 80-летию Давида Тухманова «Мелодия» предлагает вспомнить культовую пластинку «По волне моей памяти» и послушать впервые оцифрованные и отреставрированные альбомы «Электроклуб» и «Сама любовь».
«По волне моей памяти» (1976) – эта пластинка разошлась миллионными тиражами и стала культовой; много позже ее назовут «революцией советской эстрады», «настоящей бомбой, отзвуки от разрыва которой слышны до сих пор». Песни на стихи Сафо, Верлена, Шелли, Гёте, Мицкевича, Ахматовой и Волошина (подбор осуществляла супруга композитора Татьяна Сашко) исполнялись солистами вокально-инструментальных ансамблей «Арсенал», «Современник», «Самоцветы», «Надежда», «Лейся песня» и «Добры молодцы».
Не менее успешным стал авторский проект «Электроклуб» (1987), в котором композитор расширил художественные возможности электронной аранжировки; благодаря ему всесоюзную известность получили вокалисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков.
Песни Тухманова нередко становились визитными карточками не только начинающих, но уже известных исполнителей. Многолетняя дружба связывала композитора и эстонского певца Яака Йоала. Итогом творческого сотрудничества стала пластинка «Сама любовь» (1985), в которой вместе с новыми песнями звучали композиции, уже заслужившие любовь слушателей.
«День победы», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз», «Последняя электричка», «Соловьиная роща»… Миллионы людей разных поколений знают и любят эти песни. Их автор – Давид Тухманов, который называет себя «скромным производителем шлягеров». Но именно ему удалось осуществить «бескровный переворот» в отечественной эстраде, скрестив советскую массовую песню с ритмами и звучанием поп-музыки.
Давид Тухманов не боялся писать эстрадные хиты на образцы «высокой» поэзии, экспериментировать со звуком, используя синтезаторы и накладывая голоса в многоканальной записи. Его песни давали певцам путевку в жизнь, позволив отбросить академическую замкнутость и раскрыть себя в эстрадном пении. Неповторимый стиль мелодий и аранжировок – своего рода «тухмановский» арт-рок – был глотком свежего воздуха в атмосфере жесткой цензуры и стал звучащим символом 1970–80-х.
Цифровые издания доступны с 17 июля
Другие записи Д. Тухманова: