20 апреля 1966 года в Большом зале консерватории Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая исполнил 40-ю симфонию Моцарта. Сегодня «Мелодия» впервые публикует эту запись.
Симфония соль минор… Трудно назвать более популярное оркестровое сочинение Вольфганга Амадея Моцарта, хотя при его жизни она прозвучала лишь однажды. Сегодня 40-я симфония доступна в сотне интерпретаций – архивных и современных, в традиционном и «аутентичном» вариантах.
«Человек-легенда», «человек-эпоха»… так говорили о Рудольфе Баршае еще при жизни. Создатель и главный дирижер Московского камерного оркестра (первого в СССР камерного коллектива), который дал советской публике возможность по-новому услышать музыку барокко и классицизма, не отягощенную излишествами «большой» романтической оркестровки.
Концерты Баршая и его оркестра в 1960-е годы воспринимались как откровения; с ним мечтали играть крупнейшие мастера исполнительского искусства, для него сочиняли новые опусы советские композиторы. Но главной точкой притяжения в его репертуаре оставался Моцарт: симфонии, концерты, серенады и дивертисменты великого зальцбуржца постоянно звучали в его концертах и записывались в студии.
Студийную запись симфонии «Мелодия» неоднократно переиздавала (после отъезда Рудольфа Баршая за рубеж пластинка выходила без имени дирижера на конверте), но концертная запись симфонии 55 лет оставалась неизвестной.