Известия: Что по нотам: как уход из РФ мировых мэйджоров скажется на меломанах

Известия: Что по нотам: как уход из РФ мировых мэйджоров скажется на меломанах
14 Марта, 2022

Сергей Уваров, Зоя Игумнова

Известия: Несмотря на уход западных мэйджоров, рынок российских стриминговых сервисов, в 2021 году превысивший $300 млн, вырастет еще больше, а закрытие московских офисов компаний не скажется на каталогах записей, доступных слушателям нашей страны. Такое мнение высказали опрошенные «Известиями» эксперты. Кроме того, велика вероятность, что русские звезды, построившие международную карьеру, переориентируются на работу с отечественными звукозаписывающими компаниями. Как сложившаяся мировая ситуация повлияет на возможности меломанов, разбирались «Известия».

Три толстяка
Массовый уход западных компаний с российского рынка не мог не затронуть и сферу музыки. За прошедшую неделю к «флешмобу» присоединились Universal Music Group, Sony Music и Warner Music — три мэйджора, контролирующих большинство известных звукозаписывающих лейблов, а следовательно, и львиную долю выпускаемой и выпущенной ранее музыки.
«Известия» направили запросы в перечисленные компании. Представители Warner отказались от комментариев, а в Universal сказали, что могут только констатировать сам факт: «На данный момент российское отделение Universal Music приостанавливает свою деятельность на неопределенное время».
Значит ли это, что российским меломанам придется вспомнить советский анекдот «Не выпендривайтесь, товарищ Иванов! Слушайте песню «Валенки»? Как выясняется, нет. По крайней мере, пока.
Основной объем рынка аудиозаписей сегодня приходится на онлайн. По данным AnalyticResearchGroup, в 2020 году продажи цифровой музыки в России достигли $273 млн, из них 90% обеспечили стриминговые сервисы. По сравнению с 2019 годом, общая сумма выросла на 17%. И в 2021-м положительная динамика сохранилась. Следовательно, сегодня рынок, вероятно, уже больше $300 млн.
Однако на стримингах музыка появляется централизованно, то есть лейблы ее публикуют на всех территориях (за исключением особых случаев), даже на тех, где нет официальных представительств. С тем же успехом и российские лейблы, а также независимые артисты могут выпускать записи сразу на весь мир, включая США и Европу. Поэтому на данный момент пользователи стримингов, включая российские «Яндекс.Музыку», «СберЗвук», «VK Музыку», никак не почувствовали демарша Universal, Sony и Warner.
— Вся музыка сейчас доступна на сервисе, и мы ожидаем, что текущий каталог этих правообладателей будет доступен и дальше, — сообщили «Известиям» в «Яндекс.Музыке», не уточнив, значит ли это, что пополняться каталог уже не будет.
В сервисе добавили, что работают с музыкальными партнерами и уточняют ситуацию.
На момент написания статьи на сервисе были представлены не только старые записи, но и новейшие релизы лейблов, находящихся под крылом «тройки». Например, два сингла Deutsche Grammophon (входит в Universal Music Group), датированные 11 марта.
В «СберЗвуке» отказались от комментариев.

Песенки спеты
По словам главного редактора аналитического агентства InterMedia Евгения Сафронова, проблемы с ассортиментом могут возникнуть, только если мэйджоры не просто закроют офисы, а изымут свои каталоги с российских стримингов.
— Но это будет экстраординарным шагом и может привести к валу судебных разбирательств, — подчеркнул эксперт в беседе с «Известиями».
«Санкционные» шаги могут предпринять сами артисты, запретив выход своей музыки на той или иной территории, но это реализуемо только в случае с тем каталогом, права на который полностью принадлежат им. Можно вспомнить недавнюю нашумевшую историю с Нилом Янгом, который изъял песни со Spotify, обвинив сервис в поддержке антиваксерства. Вероятно, именно его примеру решил последовать Дэвид Гилмор, экс-фронтмен Pink Floyd. Но демарш музыканта коснулся лишь его сольных записей, а также альбомов «флойдов», выпущенных после ухода Роджера Уотерса: A Momentary Lapse of Reason, The Division Bell и The Endless River (плюс концертные записи и сборники). Они действительно пропали как с «Яндекс.Музыки» и прочих отечественных площадок, так и из Apple Music, если заходить с российского аккаунта. Но вся классика — TheDark Side of the Moon, The Wall и другие нетленки — по-прежнему везде доступна. Уотерс не поддержал коллегу и, хотя осудил спецоперацию на Украине, указал на вину западных политиков в сложившейся международной ситуации.
Нет определенности и в действиях самих западных стримингов. Apple объявила, что ее сервисы будут работать «ограниченно», но что это значит — загадка, и конкретно Apple Music никакие ограничения пока не коснулись. Единственная сложность — продление подписки. Из-за ухода Visa и MasterCard пластиком воспользоваться не удастся. Это решается просто: достаточно изменить способ оплаты на «мобильный телефон» — тогда деньги будут просто списываться со счета на телефоне.
Spotify закрыла для россиян премиум-подписку, однако прослушивание треков доступно и без нее, как и на YouTube Music — там теперь тоже нельзя купить подписку. Deezer, полностью ушедший из России, не входит в нашей стране даже в топ-5 музыкальных сервисов, следует из данных Deloitte от 2021 года.
Так или иначе всё это, очевидно, будет способствовать постепенному увеличению доли российских стримингов, прежде всего «Яндекс.Музыки», которая и раньше была безусловным лидером в стране.
— Интенсивность использования российского стриминга вырастет, — спрогнозировал Евгений Сафронов.

Импортозамещение пластинок
Другое дело, что сокращение привычных «белых» способов слушать музыку наверняка скажется и на росте пиратства. И это вызывает беспокойство звукозаписывающих компаний.
— Важно не допустить нарушения авторских и смежных прав. Чем больше доступно легальных витрин, тем больше возможностей для лейблов, — поделилась с «Известиями» первый заместитель генерального директора фирмы «Мелодия» Карина Абрамян, комментируя шаги Spotify. — Для «Мелодии» доля Spotify некритична — это чуть более 15%, но терять эту аудиторию плохо.
В целом же говорить о конкретных проблемах пока рано, отметила Карина Абрамян. Однако понятно, что цены на физические носители увеличатся. Всё производство связано с западными расходными материалами и напрямую зависит от курса валют.
По словам Евгения Сафронова, рынок дисков и пластинок в России сейчас совсем небольшой — 220–240 млн рублей, то есть никакого серьезного удара по музыкальной индустрии в целом не будет.
Действительно, CD и в особенности винил — это скорее объекты коллекционирования, нежели повседневный способ потребления аудиоконтента. Но он же и наиболее уязвим сегодня. Западные релизы действительно резко подорожали. Например, популярные у ценителей классического рока Super Deluxe издания альбомов LedZeppelin, включающие и LP, и CD, еще месяц назад можно было приобрести на разных отечественных площадках за 9–13 тыс. рублей, теперь же цены начинаются от 20 тыс. Стандартные одинарные пластинки подорожали до 4–5 тыс. при прежней цене в районе 2,5–3 тыс. рублей.
Пострадает и ассортимент. Популярный интернет-магазин Vinyloteka.ru сообщил: «Из-за приостановки деятельности компании Universal Music в России мы не сможем в обозримой перспективе осуществлять новые поставки альбомов этого лейбла».
Вместе с тем это повышает конкурентоспособность российских изданий. Так, на официальном сайте «Мелодии» почти все LP-релизы стоят в диапазоне от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, а CD — от 250 до 1 тыс.
— Цены на продукцию будем держать максимально адекватными, менять ценники в нашем интернет-магазине не планируем, — подчеркнула Карина Абрамян, хотя и отметила, что цены на новые релизы будут зависеть от себестоимости.
Меломаны могут посетовать, что даже в сфере классической музыки наиболее известные артисты — Анна Нетребко, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Михаил Плетнев — записываются на западных лейблах. Но здесь неожиданный результат может дать «культура отмены», с которой эти звезды уже столкнулись из-за своего гражданства и нежелания публично осуждать политику России.
— Стоит ожидать изменения контрактов Анны Нетребко и Валерия Гергиева с Universal Music, Дениса Мацуева с Sony Music и так далее, — полагает Евгений Сафронов.
Не исключено, что в случае продолжения зарубежного прессинга топ-исполнители переориентируются на сотрудничество с российскими лейблами, благо, их новые записи всё равно будут доступны через те же стриминги по всему миру.


Наверх страницы