Геннадий Банщиков

Геннадий Иванович Банщиков (1943—2025) — выдающийся советский и российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (18 февраля 1991). Кавалер Ордена Дружбы (18 ноября 2004).

Банщиков учился в Московской консерватории у Сергея Баласаняна (1961–1964), а затем в Ленинградской консерватории у Бориса Арапова (1965–1966), под руководством которого также проходил обучение в аспирантуре (1966–1969). В 1967 году он стал членом Союза композиторов СССР. С 1974 года преподавал в Ленинградской консерватории, где с 1983 года занимал должность доцента, а с 1998 года — профессора по классу оркестровки и композиции.

Композитор скончался 7 марта 2025 года в Санкт-Петербурге на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Похоронен на Серафимовском кладбище.

За годы обучения в консерватории и в аспирантуре Банщиков создал ряд зрелых произведений, среди которых вокальный цикл на стихи Лорки, четыре виолончельных концерта и камерная опера «Любовь и Силин» по мотивам произведений Козьмы Пруткова. Композитор даже в шутку называл себя «русскоязычным немецким композитором».

На творчество Банщикова значительное влияние оказала музыка Рихарда Штрауса, в честь которого он посвятил оперу «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и концерт для камерного оркестра «Телефонная книга».

Стиль Банщикова сочетал в себе техническое мастерство, профессионализм и академическую сдержанность, характерные для ленинградской композиторской школы, с импульсивностью и эмоциональным накалом. Он не отказывался от современных приёмов композиции, но при этом не допускал излишней модернизации своего музыкального языка. Такие произведения, как опера-пародия «Любовь и Силин» по Козьме Пруткову, «Опера о том…» по Н. Гоголю и «Горе от ума» по А. Грибоедову, демонстрируют присущее композитору чувство юмора, остроумие и иронию.

Банщиков обладал яркой композиторской индивидуальностью. В его творчестве преобладали трагические эмоции, особая напряжённость интонационной и ритмической сферы, жёсткость гармонического строя. Однако его музыке также свойственна особая лиричность и камерность высказывания. Это всегда было высказывание от первого лица, выражение субъективного и часто трагического мироощущения.

В учебнике «Законы функциональной инструментовки» Банщиков отразил свой многолетний опыт преподавательской и творческой деятельности. В нём он выявил общие закономерности, лежащие в основе классической инструментовки.

Наверх страницы