Николай Мясковский

     Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (1881—1950) — выдающийся композитор, педагог и музыкальный критик. Доктор искусствоведения (1940), Народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий.

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальныи идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма Чайковского, модернизма Стравинского и Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе Шёнберга и элементы русского и башкирского фольклора.

В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11 стиль Мясковского меняется на более светлый, в его музыке начинают доминировать мажорные тональности, а полифония упрощается. Он пишет Двенадцатую симфонию, посвящённую. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение того периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. В 30-е годы наряду с упрощенными симфониями № 12, 14, 18 и 19, в творчестве композитора встречались и такие высокие образцы симфонического искусства, как Симфония № 15, построенная на русско-украинской фольклорной интонации и величественная симфония № 17, посвящённая дирижеру Александру Гауку. Среди других работ этого периода выделяется Симфония № 16, посвящённая советской авиации. Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского.

Во время войны он создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства.
Наверх страницы