Ляля Кандаурова, музыкальный критик, автор книг, просветитель и мать двоих детей, делится в своем телеграм-канале «Полчаса музыки» опытом и впечатлениями накопленными за годы воспитания детей и изучения записей советской эпохи, выпущенными фирмой «Мелодия» для маленьких слушателей.
Все наши друзья — и вообще все, кто проводил с нашей семьей хоть сколько-то времени — знают, что наши дети слушают очень много аудиоконтента; так получилось, что аудио — это главный канал, через который они потребляют информацию. «Очень много» — это без исключения каждый день, суммарно до нескольких часов звучания. Для сравнения, обеспечить им чтение вслух в таком объеме у нас, увы, не получается.
С 2,5 и до 5–6 лет они слушают только то, что выпускалось для детей в разные годы фирмой «Мелодия». Потом подключаются детские аудиокниги и немножко — подкасты. Сейчас Яша (6 лет) умеет читать, но все равно в основном слушает.
Ниже вы найдете небольшой текст о том, как устроено у нас это слушание; вдруг кому-то будет полезно. В разговорах со знакомыми родителями я много раз обещала собрать хотя бы что-то из того, что слушают дети, в плейлисты, и наконец это сделала:
Здесь только официальные релизы; думаю, это меньше половины «мелодийных» записей, которые у нас в ходу, но всё равно получилось порядка семидесяти часов. В конце текста я также сделала маленькие аннотации к нескольким пластинкам для тех, кто только начинает знакомиться с этим миром вместе со своими детьми, чтобы вам захотелось начать с чего-то определенного. Я старалась не писать здесь про всем известную классику, чтобы не навлекать на себя праведный гнев адептов «Мелодии» (хотя одна такая «золотая» пластинка все-таки вкралась в мой список, слишком уж я ее люблю).
Если вам будет интересно, то продолжим чем-то более экзотическим и необычным (материала у нас за эти годы набралось еще, боюсь, на несколько постов). Пользуюсь возможностью выразить свою любовь и благодарность коллегам с «Мелодии», которые сделали возможным прослушивание всех этих сокровищ на общедоступных стримингах.
Мне будет приятно, если вы перешлете этот пост знакомым родителям.
АУДИОСКАЗКИ ФИРМЫ «МЕЛОДИЯ», КОТОРЫЕ СЛУШАЮТ НАШИ ДЕТИ
Об аудиосказках — музыкальных и не только — которые слушают наши дети и которые годами играют главную роль в их скудном досуге.
Два дисклеймера:
Советские пластинки со сказками, песнями и радиоспектаклями были у всех; я не могу сказать что мы с Денисом слушали их особенно много или больше других. Для меня это приятное и отчетливо яркое, но не ключевое воспоминание детства. Процентов девяносто того, что слушают наши дети, мы вместе с ними узнали впервые — и сейчас я убеждена в том, что советский аудиоконтент для детей представлял собой отдельный вид искусства, по сложности, изысканности, по масштабу задействованных в нем талантов, по качеству и кропотливости проделанной работы не имевший и не имеющий аналогов.
Когда начинать?
Все началось с того, что в 2020-м нам хотелось быстро укладывать Яшу спать, по вечерам не читая долго вслух. Ему было два с половиной года, когда мы случайно нашли вот этот сайт, углубились в его каталог, поразились сокровищу, на которое наткнулись, и начали ставить ему «сказки», как это до сих пор называется у нас дома (сюда попадают и аудиоспектакли, и радиопередачи, и сюиты детских песен, и даже аудиодорожки знаменитых советских мультфильмов, перезаписывавшиеся с голосом диктора для радио; дальше я не буду делать различий между этими видами аудиоконтента). На тот момент Яша довольно уверенно, но далеко не идеально говорил; вначале мы пользовались «сказками» для засыпания.
Примерно за полгода сказки стали главной формой Яшиного досуга. Он слушал их дома за игрой, в транспорте, в ресторане, на прогулке в коляске, в авто- и авиапутешествии; в любой очереди, во время любого «взрослого» разговора, в случае любого «мам, мне скучно» и когда он уже проснулся, а мы еще нет. С двух лет и до сегодняшнего дня (Яше будет семь в октябре) он слушает в среднем от 20 минут до 3–4 часов (по выходным) аудио ежедневно. Разумеется, «репертуар» расширяется и усложняется по мере того как он растет, об этом дальше.
Зачем это нужно?
На мой взгляд, у «сказок» нет недостатков. Первое и главное — их можно не дозировать: они не вызывают прихода восторга и последующего синдрома отмены (в отличие от мультфильмов). Спустя N часов слушания можно утомиться или заскучать, можно уснуть или захотеть сменить деятельность, но сказки никак не способствуют скачкам настроения. Все дети разные, но наши безусловно придут в состояние неистовства, если, например, проведут 3–4 часа в машине, смотря мультфильмы (даже не говорю про игры во что-то экранное; я не пробовала, но почему-то догадываюсь). Аудиоконтент может потребляться в таких количествах абсолютно безвредно.
Еще «сказки» очень, очень-очень хорошо воздействуют на речь, словарный запас и круг интересов ребенка. Не буду и начинать про красивую дикцию советских артистов, невероятные актерские работы и музыкальное качество большинства песен; тут все самоочевидно.
Если ребенку неинтересно?
Пока у нас был только один ребенок, я с умным видом вскидывала бровь на реплики моих друзей о том, что, в отличие от Яши, их детям неинтересно слушать аудио. Яше было интересно всегда: «сказкой» мгновенно купировалась любая нежелательная деятельность, перевозбуждение, скука и т.д. При этом ему было неважно, что слушать — от общепризнанных сияющих вершин вроде «Голубого щенка» до вполне странных и экзотических вещей (расскажу о них потом).
Потом подросла Ида, и я поняла, что значит «ребёнку неинтересно». Ида шумно отказывалась слушать что угодно кроме «бременских», да и то строго до «песни плинцессы» (потом она теряла интерес); она выходила из комнаты, скандалила и клянчила мультики. Мне очень хотелось приучить ее к сказкам — не с великой педагогической целью, а опять же потому что это необычайно удобно для родителя. Спустя полгода целенаправленных усилий (Иде будет 3 в декабре) это получилось сделать, но с условием прохождения ряда шагов.
Первый раз или два мы слушаем сказку вместе с полным фокусом (особенную увлеченность происходящим должна проявлять я), эмоционально обсуждая, кто что сказал и спел, и комментируя (в смысле опять комментирую я) все события, антре и «невероятные» повороты сюжета. Ида может совсем не хотеть слушать, говорить «выключи», «включи другое» и «я это не хочу», но я проявляю настойчивость. «Пройденная» таким образом вместе сказка отправляется в тяжелую ротацию: слушается в течение нескольких дней каждый день, иногда по 2–3 раза (когда я охреневаю от истории о том, как слоненок пошел в школу, я надеваю на Иду наушники). После этого сказка считается включенной в наш репертуар — и вот уже у папы и мамы есть гарантированные 30–40 минут непрерывной работы, пока Чебурашка и его друзья строят Дом дружбы.
При этом мы не должны следить за временем, ребенок не утомляется, не будет с истерикой просить еще, когда сказка закончится; не смотрит в экран и не сидит на месте (обычно они играют под сказку в детской, но поскольку внимание утекает в слух, игра получается медленная и спокойная). Чтобы все это работало так, как я описываю, слушать что-нибудь нужно каждый день (впрочем, это так удобно, что не требует усилий).
Что слушать?
Фух, это будет самым сложным.
Я сделала два плейлиста (Apple Music и Яндекс.Музыка; я постоянно их пополняю, они не совсем идентичны, в каждом сейчас примерно 70 часов звучания).
Здесь то, что мы включаем регулярно или периодически, и я собрала это так, чтобы оно просто было в одном месте. Не все в этих плейлистах абсолютно равнозначно по роли в нашей жизни, и далеко не все одинаково по гениальности, но пусть будет — просто чтобы с чего-то начать.
Весь этот список — официальные релизы фирмы «Мелодия», которые есть на всех основных российских и зарубежных стримингах и доступны абсолютно всем. Кроме того, детская коллекция «Мелодии» непрерывно пополняется новыми оцифровками: следите за ними в их тг-канале по тэгу «детям» (не реклама и не просьба коллег из «Мелодии», а только чистая любовь).
Важно! Мои плейлисты никак не претендуют на выборку «лучшего». Тут нет целого ряда священных граалей «Мелодии», которые сами собой разумеются и всем известны («Бременские», «Али-Баба и сорок разбойников»). Нет некоторых объективно прекрасных пластинок, с которыми лично у меня не сложилось (пылко любимый Яшей «Робин Гуд» с песнями Иосифа Кобзона, от которых у меня дергается глаз).
Кроме того, тут всё в кучу с точки зрения сложности и возраста клиента: от «Кто сказал "мяу"», с которого идеально начинать этот путь с двухлеткой, до сложного по лексике, темпу и шуткам КОАППа, который подойдет, думаю, и старшему школьнику, или «Принцессы-павлин» с сюрреалистической электронной музыкой Свена Грюнберга, от которой временами делается жутко даже мне.
В общем, вы разберетесь. Рассматривайте все это лишь как один из примеров того, что можно найти в сокровищнице «Мелодии», если чуть углубиться; а главное — как точку для старта собственных поисков.
Несколько наших любимых пластинок
Понимаю, что когда тебе присылают семьдесят часов звучания, первая эмоция — чувство растерянности. Поэтому ниже приведу список из нескольких любимых нами релизов, включенных в мои плейлисты, с кратчайшими аннотациями — просто чтобы вам захотелось начать.
«Лесная газета» — самый нежный засыпательный плейлист, который только можно себе представить: одновременно нарративный и нет, событийный и нет, всегда одинаковый и всегда разный, как при наблюдении за облаками. Можно слушать с любого места и в течение любого количества времени. «Лесная газета» — это рассказы о природе несуществующей уже страны, сделанные в форме выпусков воображаемых же новостей с тихо журчащей музыкой и биоакустическими саундскейпами, и упорядоченные в логике календарного года. Будьте готовы к тому, что в какой-то момент ваш ребёнок, с прищуром глядя под стол в ресторане, скажет что-то вроде «там, внизу, прячась между корнями деревьев, то мелькая темной спиной, то исчезая в валежнике, крадётся хищный горностай…» Возраст — от 4-х лет до бесконечности.
«Отшельник и Роза» — трогательная сказка Бориса Заходера про поиск и обретение друга (на самом деле про любовь). Маленький рак-отшельник, жизнь которого так печальна, что он искренне считает синее море серым (don’t we all at times?), находит одинокую актинию-Розу, которая спасает его от зловещей каракатицы. Возраст — 3–6 лет.
«Когда поют светофоры» — жесткий триллер для дошкольников о важности соблюдения правил дорожного движения с Зиновием Гердтом в качестве рассказчика, ужасно смешными песнями от «Коробейников» и ансамбля «Мелодия», но главное — бесподобной Инной Чуриковой в роли Аварии. Возраст — 4–6 лет.
«Малыш и Карлсон» — ...но эта инсценировка совсем другая, чем мультик Бориса Степанцева, на котором вы, вероятно, выросли: ничего от уютной комедии с Фаиной Раневской. Этот полуторачасовой радиоспектакль, где Николай Литвинов говорит за Карлсона странно высоким, каким-то гномьим голосом, полон того холодноватого потустороннего волшебства, которым овеяны лучшие книжки Линдгрен. Здесь нет никакой умильности и никакого скандинавского хюгге; помню, Денис как-то сказал мне, что именно эта инсценировка окончательно убедила его в том, что Карлсон — плод воображения и тщательно вытесняемая субличность бесконечно одинокого Малыша. Думаю, не последнюю роль в этом впечатлении играет музыка Эдисона Денисова, которой дирижирует Альгис Жюрайтис. Возраст — 4–7 лет, но Яша по кругу слушал с трех (хотя вряд ли что-то понимал).
Александр Ширвиндт и Михаил Державин читают сказки Пляцковского (два релиза: первый и второй). Микроскопические комедийные скетчи про зверят, среди которых мышонок Крошка, ослик Алфавит, утенок Крячик, мои любимцы — капризные страусята Фу и Фи (утомившие маму-страусиху настолько, что она уехала от них сниматься в кино — so relatable) и другие. Чистый актерский гений как он есть: думаю, Ширвиндт и Державин могли бы читать кулинарную книгу или правила пользования московским метрополитеном, и было бы смешно. Почему-то два официальных релиза, ссылки на которые я даю, содержат не все привычные мне микросказки, а главное — там нет великой финальной песни Бориса Фрумкина про карнавал, которой завершается пластинка в том виде, в котором ее слушал Яша; я не могу с этим примириться, но может вы сможете. Возраст — 2–5 лет.
«Айболит и Пента» — это не стихотворный Айболит Корнея Чуковского и даже не радиоспектакль о спасении бедных обезьян (такой тоже есть в обоих плейлистах). И даже в Африку тут никто не плывёт. Это — несколько странная история Хью Лофтинга об обнаружении в морской пещере мальчика по имени (почему-то) Пента, сына рыбака, которого злые пираты (почему-то) пытались вынудить заниматься разбойничеством, а когда он с возмущением отказался, (почему-то) бросили на необитаемом острове умирать. (Почему-то) Айболит, Тяни-Толкай и собака Авва помогают мальчику воссоединиться с отцом. Некоторая нескладность сюжета не имеет никакого значения рядом с песнями, которые мои дети готовы слушать по кругу. Наша любимая — до слез трогательная песня о молчаливой дружбе людей и дельфинов, под которую Ида всегда исполняет «танец моря», медленно показывая руками волны. Возраст — 2–6 лет.
«Лев ушёл из дома» — чудесная сказка с Анатолием Папановым в главной роли, малая известность которой для меня совершенно непонятна. Главный герой — лев из столичного зоологического сада, который выясняет, что в теории у него есть какая-то совершенно абстрактная, наполовину мифологическая уже родина — Африка, о которой он ничего не знает. Потрясённый этим, Лев уходит из зоопарка, чтобы попробовать добраться туда. Бродя по улицам города и сводя дружбу с маленьким мальчиком, Лев сознает, что бог с ней с Африкой, потому что Москва — и есть его дом, раз «здесь я родился, здесь все родное». В сказке ужасно милые песни, много московских топонимов и узнаваемых деталей; при слушании в эмиграции возможны спонтанные слезы. Возраст — 3–7 лет.
«В порту». Прошу прощения за то, что пишу про, может быть, очевидные вещи, но если среди моих читателей есть хоть один человек, который не знает или забыл про этот детский мюзикл, все стоит того. Эта пластинка — чистое золото от начала и до конца; смешные, остроумные, элегантные, музыкально безукоризненные песни Марка Минкова из мультика Инессы Ковалевской о жизни черноморского порта исполняют ансамбль «Мелодия», Олег Анофриев и Валентина Толкунова. Здесь можно писать отдельно про каждую аранжировку (коробочка, ксилофон, засурдиненная труба и пикколка в «Катерке» просто доводят меня до безумия), но настоящая драгоценность пластинки, которую вы должны послушать прямо сейчас — песня «Дельфины» с ее мягкими синтами, криками чаек и мурлыкающим электроорганчиком. Возраст — от 2 лет до бесконечности.
«Почему заяц спит с открытыми глазами» — еще одна сказка, которая достойна гораздо большей известности; главный герой — заяц-трикстер, халтурщик и хитрец, который (почти) обманывает других зверей, отлынивая от работы, но пользуясь источником пресной воды, необходимым им для жизни. Прелестные и прилипчивые, хоть и предельно простые (по сравнению с шедеврами Минкова выше) песни — особенно я и Яша любим эталонную феминистскую песню Льва — царя зверей, который «только царицы немножко боится; царица, как правило, львица». Возраст — 2–6 лет.
«Сказка о попе и работнике его Балде» — …в исполнении феноменального Олега Анофриева, поющего тут за всех героев и на все голоса, а также ансамбля народных инструментов под управлением Анатолия Цадиковского. Пушкинский текст превращён в ироничный, если не хулиганский мюзикл, стилистическая гуттаперчевость которого простирается от русской фольклорной феерии до бразильской самбы (но тоже на балалайках). Послушав один раз, гарантированно напеваешь еще пару часов «попадья Балдой не нахвалится, не нахвалится, ой не нахвалится, а поповна о Балде лишь и печалится, ох печалится, ох печалится», делая движения бедрами. Возраст — от 2 лет до бесконечности.
«Тук-тук-тук, открой дверь» — малоизвестный спектакль, который я очень люблю. Немножко странная японская вариация на тему Дюймовочки про миниатюрную девочку, которую находит старуха в плывущей по реке дыне, а потом пытается перехитрить демон Аманодзяку, в конце за свои проделки превращенный в горное эхо. Простые, но трогательные песни, много смешных, нравящихся детям псевдояпонских тарабарских слов и какой-то щемящий налет грусти, несмотря на счастливую развязку. Эту сказку обожает Ида: ей важно чтобы главным персонажем была девочка и она приходит в восторг от песенки ткацкого станка, которую поет тут малютка Урико (вездесущая и бесподобная Клара Румянова). Возраст — 2–6 лет.